представила результаты исследования «Web-сервисы внешнего электронного документооборота по итогам 2018 г., прогноз до 2022 г.».

Под оцениваемым в исследовании рынком сервисов внешнего электронного документооборота, осуществляемого между различными хозяйствующими субъектами, а также между хозяйствующими субъектами и государством, понимается потребление в России веб-сервисов следующих сегментов: отчетность, ЮЗЭДО, EDI, ОФД. За период 2014-2018 гг. среднегодовой рост потребления всех рассматриваемых в исследовании видов внешнего ЭДО, предоставляемых в формате веб-сервисов, составил 31%, в абсолютном значении потребление web-сервисов выросло с 4,5 до 13 млрд рублей.

Заметное увеличение темпов роста потребления web-сервисов в 2016-2017 гг. было обеспечено появлением нового сегмента рынка — услуг ОФД (передача данных с онлайн-касс). По оценкам J’son & Partners Consulting, введение в 2019-2022 гг. обязательной маркировки потребительских товаров к аналогичному рывку не приведет.

Ожидается, что в период 2019-2022 годов темпы роста рынка веб-сервисов внешнего ЭДО снизятся до 2% CARG, а объем рынка в 2022 году составит 13,8 млрд рублей. Объем потребления внешнего ЭДО в формате on-premise инсталляций будет расти темпами 1% CAGR, и увеличится c 5,8 до 6 млрд. руб. за счет роста в сегменте межкорпоративного ЭДО, где доля on-premise останется высокой. Таким образом, темпы роста потребления web-сервисов и on-premise инсталляций сравняются и будут близки к нулевым, то есть рынок вступит в фазу стагнации.

Рост проникновения сервисов внешнего ЭДО может рассматриваться в качестве локомотива для увеличения проникновения более сложных бизнес-сервисов, предоставляемых по модели SaaS, включая не только учетные системы, но и облачные ERP и BI, поскольку сервисы ЭДО фактически замещают ручной ввод первичных данных, что существенно повышает качество данных в транзакционных и аналитических системах. Однако размер этого рынка пока крайне ограничен и останется таковым на горизонте до 2022 года.

Очевидная связь динамики рынка с крайне ограниченным кругом субъектов, выигрывающих от перехода на электронный внешний документооборот — фактически помимо государства это только крупный ритейл, приводит к тому, что для обеспечения устойчивого роста всех сегментов рынка внешнего ЭДО на смену достижимым далеко не для всех эффектам снижения затрат на внешний бумажный документооборот должны прийти принципиально иные факторы, основным из которых должен стать фактор повышения оперативности и адекватности бизнес-планирования, реализуемый для всей цепочки контрагентов.

С технической точки зрения это требует интеграции EDI и межкорпоративного ЭДО с корпоративными учетными системами и реализации поверх учетных систем сложной предиктивной аналитики. Если первое уже в значительной степени реализовано, то второе пока нет. Кроме того, необходимы довольно радикальные организационные изменения: сквозная оптимизация требует полной перестройки методов управления как внутри отдельно взятой компании, так и внедрения сквозного управления всей цепочкой создания, распределения и потребления материальных и нематериальных ценностей.

Для провайдеров решение задачи сквозной оптимизации означает необходимость реализации всех видов внешнего ЭДО как одной из разновидностей функций экосистем облачных платформ и приложений индустриального интернета вещей (IIoT-платформ и приложений).