Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ представил данные опроса руководителей российских предприятий высокотехнологичных отраслей о наиболее востребованных мерах государственной поддержки инноваций.

Для ускорения технологического развития страны в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» государство стимулирует инновации в бизнес-секторе за счет различных регулирующих мер. Их спектр в последние годы постоянно, пусть и не очень активно, расширялся: так, с 2016 г. осуществляется поддержка частных высокотехнологичных компаний-лидеров; в 2017 г. усилены налоговые льготы на НИОКР; с 2018 г. отменен налог на движимое имущество организаций.

Далеко не все из инструментов дали ожидаемый эффект. Российские предприятия в целом недостаточно вовлечены в инновационные процессы. Наибольший уровень инновационной активности (порядка 30%, по данным Росстата) демонстрируют компании высокотехнологичных отраслей обрабатывающей промышленности. При этом их вклад в ВВП составляет всего около 1%, что свидетельствует о необходимости пересмотра ориентиров инновационной политики.

Специалисты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ проанализировали востребованность «портфеля» действующих инструментов стимулирования инноваций, опросив в конце 2018 г. руководителей 545 предприятий высокотехнологичных отраслей в рамках регулярного Мониторинга инновационной активности субъектов инновационного процесса НИУ ВШЭ1.

Высокотехнологичные компании, как правило, заинтересованы в государственной поддержке. Но даже в этом сегменте экономики более половины предприятий в 2016–2018 гг. не получали какого бы то ни было содействия своей инновационной деятельности со стороны государства: воспользовались поддержкой почти 46% всех респондентов; более 48% — в группе инновационных компаний.

Крупные предприятия наиболее активно используют механизмы государственной поддержки: в течение трех лет порядка 72% из них воспользовались хотя бы одним инструментом. Для малых и средних компаний соответствующие доли составляют примерно 42 и 45%.

Несмотря на достаточно широкий спектр действующих инструментов стимулирования инноваций, максимальный спрос на конкретную меру составляет около 25%, а в среднем не превышает 10% (рис. 1). Практика участия в различных инициативах одновременно («пакетная поддержка») среди высокотехнологичных компаний не распространена.

Самыми востребованными оказались целевые субсидии в рамках государственных и федеральных целевых программ: в 2016–2018 гг. их получили 25,7% инновационных предприятий. При этом, как показывают результаты опроса, реализуется традиционная для российских компаний стратегия замещения собственных (или заемных) финансовых ресурсов для инноваций бюджетными средствами. Это абсолютно нерационально для государства, поскольку слабо соотносится с задачами самоорганизации инновационной деятельности и повышения уровня инновационной активности. Вторая по востребованности — информационно-консультационная поддержка: за ней в течение трех лет обращались 23% предприятий. Такая доля выглядит не слишком убедительно на фоне интенсивной цифровизации государственных услуг и бизнес-процессов.

Спрос высокотехнологичных предприятий на меры стимулирования инноваций не имеет выраженной институциональной и отраслевой специфики (табл. 1–2), т. е. адресного характера. Топ-5 наиболее востребованных инструментов фактически не зависят ни от размера, ни от отраслевой принадлежности компаний. Малые предприятия несколько больше, чем в среднем по выборке, заинтересованы в финансовой поддержке, средние — в поддержке экспорта продукции. Для средних и крупных предприятий важным инструменто регулирования в области инноваций остаются налоговые льготы на НИОКР, несмотря на сложность их администрирования.

Предприятия таких секторов, как производства электрического оборудования, химических продуктов и ИКТ, реже других используют меры государственной поддержки. Производители машин и оборудования — самые активные потребители поддержки — являются основными получателями субсидий государственных и федеральных целевых программ инновационной направленности и льготных займов Фонда развития промышленности. В авиакосмическом секторе чаще других используются инфраструктурные меры.

Ускорение технологического развития, очевидно, требует активизации инновационной политики и пересмотра «портфеля» ее действующих инструментов, что, в свою очередь, актуализирует задачу анализа их значимости и востребованности для участников инновационных процессов.

В одном из следующих выпусков серии «Наука, технологии, инновации» будут представлены оценки значимости ключевых мер инновационной политики, по мнению руководителей предприятий высокотехнологичных отраслей промышленности.