Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил показатели «цифрового благополучия» россиян, рассчитанные по методике ОЭСР.

Среди населения развитых стран 67% считают, что цифровые технологии положительно влияют на качество их жизни и благополучие в целом. Чаще всего для измерения благополучия используется разработанный ОЭСР Индекс лучшей жизни (Better Life Index) — комплексный показатель, включающий 11 параметров, важных для каждого человека (здоровье, образование, уровень дохода и социализации и др.).

В 2017 г. Россия заняла в Индексе лучшей жизни 33-е место среди 40 стран. Самые успешные показатели продемонстрированы в следующих областях: баланс между работой и отдыхом (8,3 — сопоставимо с показателем Швейцарии), образование и занятость (по 6,8 — аналогичные значения у Великобритании и Франции), качество социальных связей (5,7 — как в Японии).

ОЭСР в 2019 г. впервые провела оценку «цифрового благополучия», проанализировав, каким образом повсеместное внедрение цифровых технологий влияет на 11 ключевых факторов, определяющих качество жизни, — через создание новых возможностей или генерацию дополнительных рисков. Основываясь на методике ОЭСР, Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ провел собственную оценку «цифрового благополучия» в России, используя доступные аналогичные показатели (15 индикаторов возможностей и пять — рисков).

Наиболее высокие позиции России в таких областях, как обеспечение доступа к ИКТ (76,6% домохозяйств имеют доступ в интернет, порядка 84% взрослого населения пользуются интернетом хотя бы один раз в год), социализация общества (в соцсетях общаются 62,9% россиян), электронное правительство (54,5% граждан пользуются данным сервисом) и оснащенность школ цифровыми ресурсами (79,1% школ укомплектованы соответствующим оборудованием).

Показатели факторов риска в большинстве своем незначительны: например, лишь порядка 3% граждан сообщили о невозможности использовать услуги электронного правительства в связи с нехваткой соответствующих навыков. Вместе с тем есть ряд задач, решению которых следует уделить внимание. Высока степень дифференциации уровня использования интернета (88,9%), в том числе за счет существенного разрыва в цифровых навыках населения. Кроме того, четверть российских учителей не обладают достаточными компетенциями в области ИКТ.

В целом Россия соответствует среднему уровню «цифрового благополучия», свойственного развитым странам, а по ряду параметров опережает их (в частности, по степени оснащенности школ цифровыми ресурсами). В то же время у россиян по сравнению с жителями стран ОЭСР менее популярны поиск работы онлайн (6,3% против 16,2%), а также обучение онлайн (2,5% против 11%).