На российском ИКТ-рынке появляется еще один мощный игрок из Китая, который, несомненно, составит конкуренцию, прежде всего, компании Huawei. Речь идет о компании H3C, название которой по странному стечению исторических обстоятельств образовано из первых букв двух известных технологических фирм, создавших в начале 2000-х совместное предприятие: одна из них как раз Huawei, а вторая — 3Com. С тех пор H3C не раз реструктурировалась и меняла собственников, что, по признанию нынешнего ее генерального директора Тони Юйя, помешало довести до конца объявленное в 2005 г. открытие российского представительства. Сегодня H3C — это китайско-американская компания, 51% которой принадлежит китайской группе Tsinghua Unigroup (Тони Юй занимает в ней пост президента), а 49% — HPE.

Когда-то H3C была известна в основном как производитель сетевого оборудования, часть которого она поставляла своим OEM-партнерам, таким как Huawei, 3Com и HPE. Как рассказал старший вице-президент компании Гэри Хуан, сегодня в ее продуктовом портфеле есть еще и серверы, системы хранения, оборудование для облаков, средства обеспечения безопасности и системное ПО. Она готова предоставить комплексную цифровую платформу для больших данных, видеонаблюдения, Интернета вещей, периферийных вычислений, искусственного интеллекта, мобильных сетей 5G. Компания владеет более 10 тыс. патентов, а половина из 13 тыс. ее сотрудников трудится в подразделениях НИОКР: на исследования она тратит 17% годовой выручки, которая в 2018 г. достигла 4,3 млрд. долл.

По словам Тони Юйя, приход H3C в Россию обусловлен развернувшимися в стране процессами цифровой трансформации и взятым правительством курсом на построение цифровой экономики. Перед местным офисом, который будет иметь статус дочернего предприятия, поставлена амбициозная цель за три года войти в первую тройку лидеров российского рынка ИКТ с долей не менее 15%. При этом он должен стать для H3C крупнейшим по объему рынком за пределами Китая. Впрочем, назвать страну, занимающую эту позицию сейчас, мне не смогли, указав, что международная экспансия H3C только начинается. В то же время, продукты компании на протяжении многих лет продаются и используются в сотне стран. В далеком 2007 г. тогдашний президент H3C в России и СНГ Алан Фенг сообщил нашему изданию, что продукция H3C в России уже занимает около 10% рынка сетевого оборудования для крупных корпоративных клиентов.

На них, а именно на «большую четверку» мобильных операторов, компания фокусирует свое внимание и сегодня. В то же время, она намерена создать для массового продвижения своих продуктов и решений мощный двухуровневый канал продаж. В него войдут три крупных дистрибьютора (один из них известен — это Merlion) и партнеры второго уровня (20 уже подписали соглашение и еще примерно столько же находятся на стадии переговоров). Как рассказал руководитель отдела развития бизнеса Hardware компании Merlion Максим Пуха, у них уже сформирован дивизион для работы с H3C под руководством Игоря Солнцева, в штате которого более 200 менеджеров по продажам. Гэри Хуан подчеркнул, что H3C принципиально не осуществляет прямые продажи, а действует исключительно через партнерскую сеть. Как пояснил глава международного партнерского отдела H3C Дэвид Чу, именно этим объясняется тот факт, что при близких с Huawei объемах продаж штат его компании в пять раз меньше, чем у главного конкурента.

Приоритетными для себя в России компания считает такие отрасли, как телеком, финансы, энергетика, транспорт, медицина, образование, органы государственного управления, а также проекты построения «умных» городов. На первом этапе H3C намерена поставлять в нашу страну ограниченную номенклатуру изделий и решений, особенно важных для проектов цифровой трансформации. В дальнейшем она будет расширена.