Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ выяснил, что большинство отечественных ученых удовлетворены собственным знанием основных цифровых компетенций. «Абсолютное большинство кандидатов и докторов наук (от 75 до 90% в зависимости от навыка) уверены, что их уровень владения всеми шестью базовыми цифровыми компетенциями в целом соответствует требованиям места работы», — сообщают исследователи.

По их данным, абсолютное большинство российских кандидатов и докторов наук уверенно владеют половиной базовых цифровых навыков. При этом хуже всего ученые знают программы статистического анализа данных, а лучше — текстовые редакторы.

«Абсолютное большинство российских кандидатов и докторов наук уверенно владеют тремя из шести базовых цифровых навыков, которые им предлагалось оценить в ходе опроса. Так, выше среднего (на 4 или 5 из пяти баллов) оценили умение работать с текстовыми редакторами 92,2% исследователей, навыки интернет-поиска — 87,7%, создание презентаций — 83,8%. Хорошо управляются с электронными таблицами (MS Excel) 71,8% ученых, файлообменники и облачные сервисы активно используют половина (49,6%), а в категории до 29 лет — 71,2% респондентов. Лишь четверть (25,2%) опрошенных оценили выше среднего свои базовые навыки статистического анализа данных, при этом 35,2% обладателей ученых степеней не владеют его инструментами даже на минимальном уровне. Примечательно, что „отличников по статистике“ почти вдвое больше среди исследователей в группах 30–49 и 50–70 лет (8,1 и 8,7% соответственно) против 4,5% респондентов в группе до 29 лет, оценивших владение этим навыком на „5“», — отмечается в сообщении НИУ ВШЭ.

Движущей силой изучения программ является личная мотивация. Ведь российские ученые в своем большинстве изучают цифровые навыки самостоятельно. Так, в зависимости от компетенции поступает от 58,8 до 76,1% всех ученых. Для сравнения: с помощью коллег осваивают программы 16,3-32,4% ученых. И лишь от 2,5 до 16,5% ученых делают это при помощи педагога в ходе очного обучения.

На фоне этого в России увеличивается компьютерная грамотность всего населения. По итогам 2018 года данный показатель увеличился на 8 пунктов и достиг 60 пунктов из 100 возможных, сообщает Аналитический центр НАФИ. По его данным, высоким уровнем компьютерной грамотности обладает 45% россиян. В противоположность им четверть населения, или 28 млн. человек очень плохо знают компьютер. При этом 52% россиян применяет высокие технологии на своем рабочем месте.