Искусственный интеллект (ИИ) и машинное обучение (МО) становятся все более продвинутыми технологиями. Какое влияние они окажут на рабочие места, а также на развитие других новых технологий, таких как 5G? Какие проблемы они помогут решать в 2020 г.? Ответами на эти вопросы поделились опрошенные порталом Information Age эксперты.

ИИ возьмет на себя решение практических задач

ИИ медленно, но верно проникает во все аспекты жизнедеятельности человека, однако вместо того, чтобы сосредоточиться на его практической пользе, многие люди наделяют его сверхъестественными возможностями. Последним лучше осознать, что ИИ — гораздо приземленнее, чем они себе воображают. «ИИ — это более не „вещь в себе“, о которой рассуждают лишь технические специалисты или писатели-фантасты. Он все больше проникает в наше коллективное культурное сознание, но, правда, у многих вызывает негативные ассоциации, — отмечает специалист по ИТ Hitachi Vantara, доктор Анна Румянцева. — Вопросы этики не могут и не должны игнорироваться, в ближайшем будущем мы не будем иметь дело с супер-ИИ, который живет в воображении киносценаристов».

Что касается вопросов практического применения ИИ, то, как говорит эксперт, ИИ можно будет задействовать для синхронизации светофоров, что поможет упорядочить транспортный поток и сократить количество времени, которое автомобили проводят на холостом ходу. «Если мы сможем использовать ИИ таким образом, это не просто сделает поездки по центру города более комфортными для водителей, но и окажет ощутимое влияние на снижение выбросов. Это только один пример. В ближайшие несколько лет мы увидим новые и более творческие подходы к ИИ, которые позволят решить самые большие проблемы, с которыми человечество сталкивается сегодня как вид, начиная с изменения климата и заканчивая массовой урбанизацией», — добавила она.

Схема работы ИИ станет более понятной

Дефицит цифровых навыков на предприятии не позволяет раскрыть весь потенциал ИИ, но, по словам технического директора SnapLogic Крейга Стюарта, в следующем году ситуация начнет улучшаться. «Прозрачность работы ИИ оставляет вопросы, поэтому дискуссии по ним продолжатся и в 2020-м. Это связано с тем, что компании стремятся к тому, чтобы обеспечить понятную, видимую и доверительную схему работы с ИИ и принятым им решениям, — сказал Стюарт. — Мы увидим дальнейшее движение навстречу „объяснимому ИИ“ и подобные инициативы». Они станут доказательством того, что ИИ — не враг, который пришел лишить сотрудников работы, а их помощник, который повысит производительность труда, лишив их необходимости тратить драгоценное время на однообразную, механическую работу. Взамен нее они смогут сосредоточиться на творческих проектах, которые приносят моральное удовлетворение, считает он.

Вырастет интерес к расширенной аналитике

Вектор цифрового развития направлен не только на ИИ, но и большие данные. Остается только вопросом времени, когда расширенная аналитика (augmented analytics) станет обычной практикой для их обработки. «Расширенная аналитика образовалась вследствие объединения методов ИИ, МО и обработки естественного языка (NLP). Она является новым способом создания, разработки и использования аналитики, который будет все шире использоваться в 2020 г., — полагает Стюарт. — Механизм расширенной аналитики может выявлять, очищать и анализировать данные, а затем рекомендовать дальнейшие действия, часто без помощи ИТ-специалистов или специалистов по обработке данных. Благодаря этой технологии пользователю более не придется задавать вопросы, и контекстная аналитика и анализ данных будут доступны для гораздо большего числа работников».

ИИ расширит возможности сотрудников, а не заменит их

Скептики продолжают выражать опасения по поводу того, что дальнейшее развитие ИИ приведет к сокращению рабочих мест. С другой стороны, многие эксперты в области цифровых инноваций считают, что постепенное включение технологии в ткань предприятий в конечном итоге упрочит положение сотрудников, которые при взаимодействии с ИИ раскроют свой потенциал. «Несмотря на опасения, что ИИ и МО заменят людей, в новом году они проявят себя их помощниками, обогащая и расширяя их возможности, — сказал директор Insight UK по цифровым инновациям Феликс Гердес. — Например, ИИ поможет работникам службы поддержки улучшить качество обслуживания клиентов».

Это связано с тем, что он может анализировать сложные запросы с большим количеством переменных, а затем выдавать сотруднику готовое решение. При этом ИИ анализирует ситуацию намного быстрее человека, поэтому такие помощники значительно повысят уверенность сотрудников в результативности работы. «Этот метод работы приняла на вооружение Lufthansa, например. Он более быстрый, точный, и гарантирует клиентам бесшовный опыт работы с поддержкой. Нет сомнений, что вслед за Lufthansa им воспользуются и другие компании», — считает Гердес.

ИИ улучшит связь между поставщиками и клиентами

Некоторые стратеги в области технических решений считают, что прорыв ИИ не должен ограничиваться рамками отдельно взятой компании. «В следующем году ИИ будет играть ключевую роль в трансформации отношений между бизнесом и клиентами, потому что это единственная технология, которая проводит осмысленный анализ поведенческих мотивов, причем делает это в масштабе и быстро. Это означает, что по мере того, как предприятия переходят к более глубокому взаимодействию с клиентами, между ними должен встать ИИ», — полагает вице-президент по стратегии PROS Джефф Уэбб.

По его словам, клиенты продолжат фокусироваться на научных исследованиях и разработках в области данных, выводя решения ИИ из лаборатории в производство. Он предполагает, что большую роль в развитии отношений между поставщиками и клиентами, основанных на использовании ИИ, будут играть ключевые показатели эффективности (KPI). «При внедрении ИИ для решения своих реальных бизнес-задач, таких как э-коммерция, клиенты могут измерять его влияние с помощью KPI, а не полагаться только на теоретические или имитационные оценки. Затем полученные целевые показатели можно применять для корректировки системы ИИ, что позволит ей перенастроиться. Помимо этого компании станут лучше понимать принципы работы ИИ и то, какую ценность он несет для бизнеса», — добавил Уэбб.

5G активизирует развитие ИИ

Хотя ИИ может улучшить некоторые аспекты цифровых бизнес-стратегий, ему потребуется собственная поддержка. «Для того, чтобы пользоваться преимуществами ИИ, нам нужна технологическая инфраструктура, которая позволит конечным пользователям жить, работать и взаимодействовать в облаке, — говорит глава Infosys Consulting по ИИ и автоматизации Джон Гикопулос. — Сценарии применения ИИ — как текущие, так и будущие — подразумевают новый уровень скоростей вне зависимости от местоположения и с минимальной задержкой, и это именно то, что принесет 5G. Думаю, что не будет преувеличением, если я скажу, что 5G станет ключевым катализатором ИИ-революции, которая изменит восприятие нами реальности».

Он добавил, что 5G может стать магистралью для внедрения технологий ИИ, которые продуцируют компании всех отраслей промышленности со всеми их функциями и пользователями. «По-настоящему подключенные дома и рабочие пространства, такие как современные медицинские услуги с поддержкой телематики и максимально приближенный к реальности интерактивный опыт, который предлагает VR/AR — это лишь часть технологий, которые 5G сможет соединить с ИИ и придать им новый толчок к развитию», — добавил он.

Появление ИИ как сервиса

«AI-as-a-Service рано или поздно должен появиться, не так ли? Сегодня все доступно как услуга. Но если отбросить иронию, то эта модель действительно произвела революцию в том, как организации закупают технологии. В итоге технологии корпоративного уровня оказались даже в самых маленьких компаниях. AIaaS — это огромная экономия на масштабе, что сделает ИИ доступным для каждой организации. Технология вернет нам некогда упущенную возможность объединить всю инфраструктуру, платформы, что значительно упростит идентификацию новых бизнес-сценариев, идей и других ценностей и инноваций», — заключил Гикопулос.