В новом году корпорациям следует переключить внимание от того, какие технологии они используют, на то, как они их используют, пишет на портале InformationWeek CEO поставщика IIoT-платформы Zira Эльхай Фаркаш.

В уходящем году цифровая трансформация была одним из важнейших приоритетов развития для транснациональных корпораций, занимающихся дистрибуцией прохладительных напитков, выпуском потребительской электроники, в стороне не остались даже аэрокосмические гиганты. Впрочем, их заинтересованность не вызывает удивления. По данным Analytical Research Cognizance, в этом году расходы компаний из США на реализацию цифровых инициатив составят 250 млн. долл. Ожидается, что к 2024 г. эта цифра вырастет до 470 млн. долл. Одним из основных отличий цифровой трансформации от корпоративных ИТ-проектов предыдущего поколения является ее всеохватность и широкий спектр технологий, включая облачные сервисы, Интернет вещей, искусственный интеллект, большие данные.

Без сомнений, учитывая актуальность темы, цифровая трансформация останется приоритетом и в следующем году. Различного рода эксперты не преминут связать ее с фундаментом дальнейшего развития. Отчасти это так, но в 2020 г. в фокусе предприятий будет лежать не сама конкретная технология, а окружающая ее действительность. Ниже приводятся ключевые аспекты, которые организациям нужно учесть в новом году, чтобы получить максимальную отдачу от инициатив по цифровому преобразованию.

Меняющаяся роль CIO. Роль, полномочия, зона ответственности CIO в последние годы начали пересматриваться. Пятнадцать лет назад он играл ведущую роль в принятии решений в области корпоративных технологий, но с тех пор многое изменилось и на него в основном ложится ответственность за техподдержку. Фактически CIO исключили из матрицы принятия значимых решений. Тем не менее, чтобы максимизировать усилия по цифровому преобразованию, пришло время вернуть его влияние. ИТ-директору нового поколения нужно обладать не только багажом знаний в области новых технологий, но и лидерскими качествами. Он должен стать ключевой фигурой, принимающей решения по основным аспектам цифровой трансформации, включая то, как именно организация будет обрабатывать данные и использовать технологии, которые соединяют людей, машины и процессы в режиме реального времени.

Инвентаризация активов. Чтобы быстрее добраться до офиса, новый CIO может подключить навигатор, однако в самом офисе он ему не сильно поможет. Часто ИТ-директора компаний, особенно тех, которые имеют несколько объектов, находятся в неведении относительно всех ресурсов для цифровой трансформации. Как и инициативы SaaS до них, цифровые проекты поступают к ним на рассмотрение бессистемно, генерируемые различными отделами и департаментами. Чтобы упорядочить их, нужен централизованный контроль. Сперва нужно взяться за создание обновленных организационных карт — с их помощью нужно будет провести опись имеющихся на предприятии активов с указанием их местоположения и подробных характеристик. Инвентаризация своих активов поможет компаниям составить о них полное представление, а также приступить к созданию цифровых моделей, которые позволят максимально использовать то, чем они обладают.

Разберитесь, что становится трендом и почему. Природа цифровой трансформации такова, что она генерирует огромные объемы данных: их порождают компьютеры, сотрудники, клиенты, транзакции и т. д. Со временем организации начнут осознавать ценность анализа параданных из своих систем, поэтому BI-платформы потребуется дополнить новыми панелями индикаторов (они выступают как самостоятельные приложения) для определения тенденций в технологической инфраструктуре, которые в противном случае остались бы незамеченными. Они также подскажут решения, чтобы извлечь выгоду из этих тенденций.

Данные — это ценный товар. Эксперты позиционируют данные как самый ценный природный ресурс в мире еще с самого начала цифровой трансформации, отодвигая нефть на второй план. Сходство между данными и нефтью состоит в том, что они приносят пользу только после очистки — тогда и первые, и вторые становятся товаром. В отличие от нефти, данные сегодня стоят недорого и их очень легко получить. Другое различие: никто никогда не жаловался на переизбыток нефти, тогда как некоторые компании буквально утопают в данных. Фокус на получении и соединении данных, необходимых для осуществления конкретных инициатив в области цифровой трансформации, — ключевая задача для предприятий в 2020 г. Никогда не нужно забывать, что важно качество, а не количество данных.

Знание протоколов. Предприятие не может преуспеть в условиях цифровой среды, упираясь в замкнутое пространство локального ЦОДа. Данные передаются сотрудникам, клиентам, партнерам, поставщикам и другим третьим сторонам. В настоящее время имеется множество способов для подключения нескольких сторон к единой сети. В новом году будет привлечено внимание к общим интеграционным протоколам. Выбор правильного набора протоколов так же важен, как и получение правильных данных.

Подбор инструментов. Организации будут стремиться вложить инструменты в руки разработчиков ПО, инженеров-технологов и разработчиков UX, которые нужны им для успешного решения задач. Компании все чаще уходят от приобретения готовых решений в сторону средств, которые помогают командам создавать аналитические панели, обеспечивающие действенное понимание данных. В свою очередь, лучшее понимание позволяет оперативнее реагировать на события и вносить корректировки, что повышает эффективность работы предприятия.