Поставки традиционных ПК на базе процессоров архитектуры х86 снижаются уже много лет подряд. Только в III кв. 2019-го Gartner зафиксировала слабый, едва ли не в пределах погрешности измерений, прирост отгрузок год к году — на 1,1%. С июля по сентябрь минувшего года в мире было поставлено 68 млн. персональных систем, тогда как за тот же период 2018-го — 67 млн. Ведущая учёт не отгрузкам в канал, а розничным продажам аналитическая компания Canalys за тот же III кв. отметила ещё более воодушевляющий взлёт реального спроса на ПК — на 4,7% год к году.

Но вряд ли стоит рассматривать этот сдержанный позитив как предвестник нового взлёта компьютерного рынка. Даёт о себе знать официальное завершение бесплатной поддержки Windows 7, что заставляет наиболее неторопливых владельцев морально устаревших ПК обзаводиться новенькими компьютерами под управлением «десятки». Вдобавок, напряжённое тарифное противостояние между США и КНР побудило немало американских компаний — поставщиков ПК самого разного масштаба — пополнять начиная со II кв. свои складские запасы в ожидании внезапного роста ввозных пошлин на произведённые в Поднебесной машины.

Так что по итогам 2019-го (когда их, наконец, подведут) глобальный рынок х86-ПК с очень большой вероятностью снова продемонстрирует вялое снижение. Что, безусловно, не может радовать царящий на этом рынке триумвират чипмейкеров, производителей центральных и/или графических процессоров: AMD, Intel, Nvidia. Потенциалу для увеличения спроса на классические х86-системы вроде бы неоткуда взяться — особенно на фоне того, что грядущие сети 5G в обозримой перспективе смогут (теоретически) обеспечить всем желающим повсеместный доступ к облачным сервисам вроде Google Stadia или GeForce Now, позволяя не то что работать, а играть в самые современные игры без ощутимой задержки с самого простенького локального терминала.

Казалось бы, в такой ситуации чипмейкерам имело бы смысл переориентировать свои усилия на разработку серверных ЦП и ГП, предполагая, что локальные настольные и мобильные компьютеры в самом скором времени превратятся в тонкие, если не нулевые, клиенты для подключения к виртуальным рабочим/игровым станциям в облаке, обладающим любой наперёд заданной производительностью. Но всё же до этого ещё далеко — и ограничения здесь не одни только технические.

«Виртуальный игровой ПК как услуга» обходится сегодня примерно в 10 долл./мес за видеопоток качества 4K HDR с частотой до 60 кадр./с (что требует канала не менее 35 Мбит/с), что для рядового пользователя в США и Западной Европе вполне приемлемо. Гарантирующая те же параметры воспроизведения видеокарта, такая как GeForce RTX 2070 Super, одна стоит в розницу 500 долл., — а ведь к ней нужен ещё и системный блок с материнской платой, серьёзным процессором, достойным объёмом оперативной памяти и скоростным накопителем.

Получается, казуальному геймеру, который играет лишь время от времени и не готов приобретать для этого действительно мощный ПК, облачные сервисы отлично подойдут. Но ведь такие игроки в любом случае никак не влияют на продажи мощного современного х86-«железа» — а ведь продажи эти в последнее время только растут. По данным IDC, во II кв. 2019-го совокупные поставки ориентированных на геймеров настольных ПК, ноутбуков и мониторов выросли на 16,5% год к году. Фактически, лишь два сегмента ПК-рынка — ультрамобильные высокопроизводительные ноутбуки для бизнеса и геймерские системы всех форм-факторов — демонстрируют за несколько последних кварталов сколько-нибудь заметный рост на фоне продолжающегося спада продаж персональных х86-систем.

Однако пользователи, осознанно ориентированные на требовательные к аппаратным ресурсам х86-приложения, не готовы отказываться от локальных компьютеров и передоверять обработку своих задач облакам, пусть даже специализированным на геймерских сервисах. А триумвират х86-чипмейкеров, в свою очередь, не намерен терять высокомотивированную платёжеспособную аудиторию покупателей своих самых передовых микропроцессоров, что ещё раз подтвердили представленные на стендах CES 2020 новинки AMD, Intel и Nvidia.

Главным экспонатом в коллекции AMD стали, безусловно, универсальные процессоры Ryzen 7-го поколения с увеличенной производительностью и сниженным энергопотреблением. Дебютировавшая на лас-вегасской выставке модель AMD Ryzen 7 4800U, к примеру, привлекает внимание восемью физическими ядрами, способными производить вычисления в 16 потоков, 12 Мб кэш-памяти L2/L3 и восемью 1,8-ГГц графическими ядрами Radeon. Энергопотребление этого первого в мире 7-нм процессора для мобильных систем — всего 15 Вт, что делает его едва ли не идеальным вариантом для сверхлёгких полностью бесшпиндельных (на оснащённых даже активной системой охлаждения с вентилятором) х86-планшетов и ноутбуков. Уже в I кв. наступившего года ожидается целый ряд анонсов от ведущих производителей ПК — Acer, Asus, Dell, HP, Lenovo и др. — с использованием чипов семейства Ryzen 4000.

Акцент на действительно полное отсутствие подвижных элементов в составе мобильного ПК — достойный вклад AMD в модернизацию классической х86-парадигмы. Со своей стороны к этой задаче подходит Intel, которая в ходе CES 2020 особенно настойчиво продвигала проект Athena — новый свод спецификаций для Windows-ноутбуков и даже хромбуков, призванный ещё более упростить и в целом усовершенствовать процесс взаимодействия пользователя с мобильным компьютером. Немедленный переход из неактивного режима в рабочий, непрерывная актуализация всех пользовательских задач (на манер смартфона) на ходу, продолжительная работа от батареи, быстрая подзарядка — этим и многим другим требованиям Project Athena соответствуют анонсированные Intel в Лас-Вегасе процессоры поколения Tiger Lake, отличающиеся повышенной производительностью при обработке задач искусственного интеллекта, а также графики. Компания показала концепт нового форм-фактора «согнутого подковой» ПК Horseshoe Bend как раз на базе ЦП Tiger Lake — в корпусе 12-дюймового ноутбука, однако со складным OLED-экраном с 17-дюймовой в развёрнутом состоянии диагональю.

Наконец, Nvidia продемонстрировала графический процессор, предназначенный не столько для игровых ПК, сколько для автономных (в смысле — не нуждающихся в постоянной связи с облаком для полноценного функционирования) гуманоидных роботов Toyota T-HR3. Кроме того, было анонсировано обновление фирменной программной платформы Nvidia Drive для автономных транспортных средств, которая теперь базируется на системе на кристалле (SoC) собственной же разработки Orin, которая содержит 17 млрд. транзисторов и оперирует с производительностью 200 ТOPS — в семь раз большей, чем предыдущее поколение этого SoC под названием Xavier.

Возвращаясь к теме гейминга, следует также упомянуть об обновлении спецификации G-SYNC, которая теперь предусматривает синхронизацию формируемого видеокартой изображения с мониторами частотой 360 Гц. Понятно, что никакие облачные сервисы в обозримой перспективе обеспечить такую частоту смены кадров не смогут. А значит, хардкорные геймеры, которыми она безусловно окажется востребована, по-прежнему продолжат делать ставку на сверхмощные локальные ПК. На радость всем производителям персональных х86-систем, история которых ещё очень и очень далека от завершения.