Потеряла ли традиционная бизнес-модель ИТ-аутсорсинга актуальность в условиях быстрого развития технологий? CEO консалтинговой компании CloudStratex Адриан Овероул объясняет на портале Information Age, что она мешает цифровизации и стопорит развитие предприятий.

За последнее десятилетие индустрия ИТ шагнула далеко вперед: появились такие технологии, как роботизация процессов (RPA), искусственный интеллект (ИИ) и машинное обучение (МО). Будучи интегрированными в ИТ-модель бизнеса посредством аутсорсинга, они не только перекроили рабочие процессы, но также изменили схему организации рабочих мест, оптимизировали затраты и стимулировали рост. Тем не менее, бурное развитие технологий в связке с облаком привело к дефициту квалифицированных специалистов и многим предприятиям постоянно приходится «играть в догонялки» с набирающими скорость технологиями. Очевидно, что оперировать технологиями, которые являются для многих специалистов terra incognita, очень сложно. А ведь помимо этого предприятиям нужно их совершенствовать, комбинировать с внутренними системами, контролировать работу, и все это в условиях постоянной смены технологий.

Сложившаяся ситуация обладает противоречивым подтекстом: несмотря на то, что технология в корне изменилась, квалификация заинтересованных сторон, которые ее задействуют, не меняется, то есть многие сотрудники предприятий попросту застряли в своем развитии. Все это создает растущую зависимость от сторонних поставщиков, фактически цифрового авангарда, который построил свою бизнес-модель на нежелании или неспособности других компаний приспосабливаться к новым изменениям. По мере того, как разрыв в навыках увеличивается, предприятиям следует определиться: или принимать все таким как есть, или бороться с отставанием. Это не означает, что аутсорсинг больше никому не нужен, просто нужно переосмыслить его концепцию, отталкиваясь от того, что технологии будут играть все более важную роль в основном бизнесе предприятий. По сути, аутсорсинг следует рассматривать скорее как «необязательный императив» для получения контроля и рычагов воздействия, а не для того, чтобы что-то было сделано для вас или за вас.

Тем не менее аутсорсеры не горят желанием расставаться с рычагами влияния, поскольку их базовая бизнес-модель основана на задействовании значительных собственных ресурсов для получения дохода от услуг, что расходится с желанием клиента сделать что-то самостоятельно. Однако чтобы идти в ногу со временем, ИТ-консультантам следует искать не только варианты для поддержки своего бизнеса, но и думать о благополучии клиента. Ниже приводится тому обоснование.

Аутсорсинг выстроен на неудачах, а не на успехе

За последние 10-20 лет в ИТ-индустрии практически ничего не изменилось: консалтинговые фирмы по-прежнему обязаны своим существованием компаниям, которые не могут совладать с собственными технологиями, не умеют их правильно применять или испытывают их нехватку. Сдвиг мышления должен произойти в плоскости самой модели консультирования, которая основана на доверии и неудачах. Большинство отраслей существуют, чтобы приносить пользу своим заинтересованным клиентам, а не ограничивать их. ИТ-индустрия может измениться к лучшему, прокладывая путь к новой модели, которая дает предприятиям возможность лучше понимать и контролировать свои собственные технологии, одновременно улучшая навыки и возможности отдельных членов своих команд.

Предприятия осознают растущий разрыв в цифровых навыках

По данным департамента по цифровым технологиям, культуре, СМИ и спорту Великобритании, в 82% всех онлайн-вакансий, которые опубликованы в британском сегменте Интернета, работодатели выражают желание, чтобы соискатели обладали навыками работы с цифровыми технологиями, но в настоящее время наблюдается дефицит подходящих кадров. Эта цифра значит, что предприятия осознают растущий разрыв в цифровых навыках, поэтому они активно ищут персонал, который разбирается в новейших технологиях, чтобы быстро опередить своих более инертных конкурентов.

Однако чтобы использовать технологии следующего поколения и получить конкурентное преимущество, во многих случаях бизнесу не обойтись без внешних консультантов. Бизнес должен понимать, что обращение к консалтинговым компаниям — это начальная точка отсчета для снижения прогресса в области цифровых компетенций. Именно в этот момент нужно начинать реальные перемены, чтобы помочь предприятиям преодолеть этот болезненный период неизвестности и придать им уверенности.

Самодостаточность увеличивает возможности

Чтобы получить реальные возможности для роста, бизнес должен мыслить самостоятельно и мгновенно принимать важные технологические решения, а не ждать, что вместо него это будет делать третья сторона. Фактически традиционная модель ИТ-аутсорсинга сдерживает компании, не позволяя им по-настоящему использовать технологии следующего поколения и стать самодостаточными единицами. ИТ-консалтинг должен переродиться в новую сферу деятельности для быстрого определения потребностей бизнеса, тесного сотрудничества с заинтересованными сторонами, и, что важно, заниматься обучением бизнеса и в дальнейшим контролировать этот процесс для обеспечения будущей масштабируемости и роста.