J’son & Partners Consulting подготовила отчет «Основные тенденции и перспективы развития рынка Умного автострахования». Мировой рынок страхования претерпевает существенные изменения, на смену традиционным моделям, продуктам и сервисам приходят новые, основанные на применении цифровых технологий.

Страховые компании все чаще обращаются к реализации инновационных бизнес-моделей, в качестве приоритетных направлений развития рассматриваются процессы прогнозирования потерь и снижение страховых рисков с применением систем аналитики больших данных, искусственного интеллекта, блокчейн-технологий, Интернета вещей.

Интернет вещей, телематические технологии обеспечивают доступ к данным в режиме реального времени, создают возможность реализовать эффективные страховые процессы андеррайтинга, ценообразования, минимизировать риски. Страховщики в партнерстве с технологическими компаниями и провайдерами телематических сервисов создают новые ценностные продуктовые предложения, ориентированные на индивидуальные потребности клиентов, обеспечивая возможности выбора, простоту и гибкость решений.

Инновационные страховые телематические продукты, включая Умное автострахование широко представлены на мировом страховом рынке. Страхование с использованием телематического оборудования на основе фактических данных о вождении (Умное страхование, Usage-based insurance, UBI) — тип автострахования, который позволяет страховщикам собирать данные о вождении на индивидуальном уровне, предоставлять обратную связь и предлагать страхователям персонализированные ценовые предложения, основанные на анализе показателей вождения.

Основное преимущество UBI заключается в использовании дополнительных данных об индивидуальных фактических моделях вождения, а не только агрегированной статистике и истории вождения, основанных на прошлых тенденциях и событиях, что характерно для традиционных моделей автострахования, это позволяет формировать персонализированные точные страховые решения.

Программы UBI создают преимущества для страховщиков, страхователей и общества в целом:

  • привязка страховых премий к фактическим показателям эффективности транспортных средств позволяет страховщикам определять оптимальные страховые условия, снижая свои риски;
  • программы повышают доступность страховых услуг для страхователей с низким уровнем риска, многие из которых могут быть водителями с невысоким уровнем дохода;
  • страхователи получают возможность контролировать страховые расходы сокращая пробег или меняя стиль вождения на более безопасный;
  • снижение совокупного пробега, более безопасное вождение приводят к сокращению дорожно-транспортных происшествий, заторов на дорогах, выбросов занрязняющих веществ транспортных средств, что приносит пользу обществу.

Страховые телематические продукты, реализованные в различных сегментах рынка, создают большие объемы данных, которые могут быть использованы в страховых процессах, обеспечив дополнительные технологические возможности по созданию эффективных инновационых продуктов и сервисов. В страховой отрасли возрастает актуальность решений аналитики больших данных, Big Data Analytics (BDA), основанной на детализированных наборах данных и прогнозных моделях, охватывающих всю цепочку создания страховой стоимости.

Традиционные источники данных все чаще объединяются (а не заменяются) с новыми источниками, такими как телематические данные, онлайн медиа данные, данные из дополнительных внешних источников, обеспечивая большую детализацию и объемы разнообразных данных о характеристиках, поведении и образе жизни потребителей. Это позволяет разрабатывать персонализированные продукты и сервисы и более точно оценивать риски. Данные и алгоритмы (используемые для расчета баллов за вождение, баллов по претензиям), полученные от сторонних поставщиков могут применяться в технических моделях.

Такие инструменты BDA, как искусственный интеллект, AI или машинное обучение, ML, уже используются страховыми компаниями, модели, основанные на этих инструментах, в основном используются при ценообразовании, андеррайтинге и управлении претензиями.

В ближайшие годы ожидается развитие рынка страховой телематики, продуктов UBI под воздействием таких факторов, как рост базы подключенных автомобилей, устройств IoT, внедрение технологий 5G.

Мировой рынок Умного автострахования находится в стадии активного роста, поддерживаемого развитием систем Connected Car, расширением продуктовой линейки страховщиков, разработкой разнообразных моделей страховых телематических решений и устройств.

Согласно исследованию PTOLEMUS Consulting Group (2019 г), глобальный рынок страхования UBI в 2018 г достиг почти 25 миллионов активных полисов UBI. Основным драйвером роста стал Mobile UBI.

По оценкам Berq Insight, к 2023 г количество страховых полисов UBI в Европе достигнет 47,9 млн., в Северной Америке 49,8 млн. полисов.

Цепочка создания ценности полиса Умного автострахования охватывает несколько отраслей: страховые компании, телематических провайдеров, поставщиков телематического оборудования, телекоммуникационные компании, производителей автомобилей и другие. Страховые компании взаимодействуют со всеми звеньями цепи создания стоимости и находятся ближе всех к конечному потребителю, вступают в партнерства с основными участниками рынка.

Умное автострахование — один из блоков наиболее крупного сегмента систем IoT — систем IoT на транспорте, который включает мониторинг коммерческого автотранспорта (fleet management), системы ЭРА-ГЛОНАСС, системы контроля большегрузных транспортных средств, подключенной транспортной инфраструктуры, удаленной диагностики и другие системы.

По оценке J’son & Partners Consulting, в 2018 г объем рынка Умного автострахования в РФ составил около 20 тыс. полисов, т. е. менее 1% от общего количества договоров КАСКО. Низкий уровень проникновения сервисов страховой телематики обусловлен рядом факторов, оказавших негативное влияние на тренды российского рынка, в числе которых:

  • отказ от страховых продуктов в условиях снижения реальных располагаемых доходов населения, невысокий уровень доверия к инновационным страховым продуктам, неочевидность преимуществ продуктов страховой телематики для страхователей;
  • опасения страховщиков по возможному ухудшению показателей операционнной эффективности в связи со снижением страховых премий, дополнительными расходами на закупку оборудования и сервисов, а также канибализации продаж традиционных КАСКО;
  • неготовность страховщиков к внедрению инновационных продуктов страховой телематики, основанных на моделях расчета и прогнозирования индивидуальных рисков;
  • неготовность нормативно-правовой базы для обеспечения эффективного функционирования систем и сервисов страховой телематики, в том числе в части гарантий конфиденциальности данных.

К 2022 г, по прогнозу J’son & Partners Consulting, объем рынка Умного автострахования к 2022 г вырастет до 170 тыс. подключений.

Перспективы развития российского рынка Умного автострахования связаны с действием ряда драйверов, в числе которых:

  • внедрение и развитие продуктов страховой телематики, усиление активности страховых компаний по стимулированию стагнирующего рынка автострахования. Значимый импульс рынку может придать внедрение страховых продуктов, основанных на использовании мобильных устройств, Mobile UBI;
  • стремление страховщиков к снижению рисков, оптимизации расходов, связанных с авариями и угонами транспортных средств, минимизации страхового мошенничества, повышению эффективности на основе оптимизации процессов взаимодействия с клиентами;
  • внедрение комплексных страховых продуктов, основанных на применении цифровых технологий, включающих дополнительные сервисы с добавленной стоимостью;
  • повышение активности автопроизводителей, рост совокупной базы новых автомобилей, оборудованных OEM-устройствами;
  • возможность для страхователей оптимизировать расходы на страхование, получая индивидуальные предложения, а также корректировать стиль вождения и поведения;
  • развитие системы ЭРА-ГЛОНАСС, ее функционала и сервисов становится драйвером для внедрения продуктов страховой телематики. Устройство техническое средство контроля, ТСК потенциально может быть использовано для Умного страхования и дополнительных сервисов, включая удаленную диагностику состояния автомобиля;
  • одним из наиболее перспективных направлений становится коммерциализации больших данных в транспортной сфере, включая применение в процессах и продуктах страховой телематики. Ресурс создаваемой национальной сервисной телематической платформы «Автодата» может быть использован в решениях Умного автострахования;
  • развитие нормативно-правовой базы, регламентирующей процессы страхования, страховой телематики, включая проект либерализации ОСАГО;
  • общая мировая тенденция развития рынка страховой телематики в автостраховании.