Одним из первых приказов нового министра экономического развития РФ Максима Решетникова стал приказ «Об утверждении методик расчета показателей федерального проекта „Кадры для цифровой экономики“ национальной программы „Цифровая экономика Российской Федерации“».

Необходимость в приказе такого рода назрела давно. В сборнике «Методики расчета показателей национальных и федеральных проектов, реализуемых в рамках исполнения Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 „О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года“», опубликованном в прошлом году на сайте Росстата, есть таблица, содержащая шесть цифровых показателей ФП «Кадры для цифровой экономики». Интересно отметить, что показатели были сформулированы, но официальных методик по их вычислению долгое время не существовало. Они были утверждены лишь в конце января этого года новым главой Минэкономразвития. В одном из приложений к приказу содержится официальный перечень ключевых компетенций цифровой экономики. Он включает пять пунктов:

1. Коммуникация и кооперация в цифровой среде. Компетенция предполагает способность человека в цифровой среде использовать различные цифровые средства, позволяющие во взаимодействии с другими людьми достигать поставленных целей.

2. Саморазвитие в условиях неопределенности. Компетенция предполагает способность человека ставить себе образовательные цели под возникающие жизненные задачи, подбирать способы решения и средства развития (в том числе с использованием цифровых средств) других необходимых компетенций.

3. Креативное мышление. Компетенция предполагает способность человека генерировать новые идеи для решения задач цифровой экономики, абстрагироваться от стандартных моделей: перестраивать сложившиеся способы решения задач, выдвигать альтернативные варианты действий с целью выработки новых оптимальных алгоритмов.

4. Управление информацией и данными. Компетенция предполагает способность человека искать нужные источники информации и данные, воспринимать, анализировать, запоминать и передавать информацию с использованием цифровых средств, а также с помощью алгоритмов при работе с полученными из различных источников данными с целью эффективного использования полученной информации для решения задач.

5. Критическое мышление в цифровой среде. Компетенция предполагает способность человека проводить оценку информации, ее достоверность, строить логические умозаключения на основании поступающих информации и данных.

Особое внимание стоит обратить на третий пункт этого перечня (креативное мышление). Ведь не секрет, что цифровая трансформация прежде всего должна проиcходить в головах владельцев бизнесов, топ-менеджеров, менеджеров среднего звена, а также ключевых специалистов. Которые и должны генерировать новые идеи для решения задач цифровой экономики, абстрагироваться от стандартных моделей: перестраивать сложившиеся способы решения задач, выдвигать альтернативные варианты действий с целью выработки новых оптимальных алгоритмов.