Технология блокчейн положила начало эпохе децентрализации, когда клиенты владеют своими данными и сами решают, как ими распорядиться. В связи с этим ИТ-лидерам нужно переосмыслить свои стратегии, пишет на портале InformationWeek вице-президент и заслуженный аналитик Gartner Авива Литан.

Блокчейн представляет из себя альтернативный метод отслеживания и управления данными клиентов. ИТ-лидерам необходимо знать, в каком направлении двигаются децентрализованные технологии, или они рискуют отстать в конкурентной гонке. Стоит только окинуть взором последние новости, чтобы увидеть насколько возросло значение клиентских данных. Во многих отчетах, которые выпускают компании из технического сектора, постоянно упоминаются злоупотребления данными и нарушения конфиденциальности, и теперь к последним относятся такие новые термины, как «надзорная экономика» (surveillance economy), когда клиенты жертвуют конфиденциальностью данных в обмен на «бесплатные» услуги. Для борьбы с этим явлением принят целый ряд законодательных актов, например калифорнийский закон о защите персональных данных пользователей, которые дают потребителям право затребовать у вендоров информацию о том, какие данные о них собираются, и попытаться запретить их продажу. Такие технологические решения, как блокчейн, которое за последние годы достигло определенных успехов в том числе в сфере прозрачности данных, в кругах специалистов обсуждаются реже, но интерес к ним прикован постоянно.

По определению Gartner, «блокчейн — это регулярно дополняющийся список криптографически подписанных, безотзывных транзакционных записей, доступ к которым имеют все участники сети». Поскольку эти записи с отметками времени децентрализованы и немедленно дублируются всеми участвующими сторонами, блокчейн экспоненциально сложнее взломать. Он также более прозрачен: о транзакционном событии в любой момент его истории может узнать любой человек с правами доступа. Для предприятий централизация данных о клиентах представляет риск с точки зрения безопасности и единой точки отказа. Она также налагает ограничение на ввод новых бизнес-моделей и динамику клиентов. Тем временем блокчейн гарантирует неизменность записей и обеспечивает возможность их отслеживания без необходимости централизованного управления. С его помощью можно внедрять альтернативные методы для отслеживания и управления конкретными данными клиентов.

Это играет особую роль, когда затраты на добавление источников данных и связанные с этим возросшие обязательства превышают выгоды. Учитывая скачкообразный рост использования клиентских данных в новых технологиях, таких как ИИ и IoT, их видимость становится чрезвычайно актуальной для клиентов. Если сам блокчейн достиг некоего порога зрелости, то поддерживающие его технологии UX/ UI находятся на стадии становления. Вскоре они начнут войну, очень похожую на войны стандартов, которые привели к сегодняшним стандартам Интернета. По мнению Gartner, к 2024 г. 30% конфиденциальных персональных данных клиентов будет защищено лицензиями на базе технологии блокчейн. Основанные на блокчейне тенологии UX/UI, принесут пользу как клиентам, так и предприятиям.

Рынку нужна совместимость на «атомарном» уровне

Многие организации пришли к выводу, что блокчейн способен революционизировать экономическое и социальное взаимодействие и в конечном итоге стать основой цифрового общества. Однако прежде предстоит решить ряд фундаментальных проблем. Дело в том, что прежде чем применять блокчейн, им нужно выбрать подходящую платформу, правильный язык «умных» контрактов, надлежащие системные интерфейсы и не беспокоиться по поводу совместимости алгоритмов. Другими словами, времена, когда блокчейн сможет работать бесшовно на «атомарном» уровне, еще не наступили.

Помимо этого ему недостает перекрестной функциональности (взаимодействие между двумя относительно независимыми цепями блоков), когда смарт-контракт может обновить несколько блокчейн-платформ с помощью одного процесса. На внедрение всех этих инноваций и стандартизацию уйдет как минимум три года.

Работа с блокчейном связана с некоторыми предосторожностями. Прежде, чем отдать предпочтение тому или иному виду смарт-контрактов, следует подумать об управлении безопасностью и рисками, потому что ущерб, нанесенный либо случайно (из-за ошибок в коде), либо намеренно (злонамеренными субъектами), не может быть «отменен», транзакции в блокчейне, как уже говорилось, являются неизменяемыми.

Необходимость привлечения конкурентов

По состоянию на начало года большинство блокчейн-платформ включают в себя только три элемента решения полного цикла: распространение, шифрование и неизменяемость. Часто эти предложения направлены на повышение эффективности за счет оптимизации существующих процессов. По данным Gartner, большинство владельцев блокчейн-платформ не желают сотрудничать с конкурентами, но поддерживают тесную связь с избранными поставщиками и партнерами.

Gartner выявила более 60 публичных инициатив в области блокчейн. Их авторами являются блокчейн-консорциумы со всего мира, которые открыты к сотрудничеству. В их состав входят банки, медицинские организации, энергетические, транспортные, логистические, страховые и коммунальные компании, а также образовательные учреждения. Согласно прогнозам аналитиков, в 2023 г. будет выработано подмножество технических стандартов, которые позволят широко применять децентрализованные приложения, а также разрабатывать и внедрять интеллектуальные контракты. Это даст возможность компаниям, которые экспериментируют с блокчейн, присоединится к консорциумам с целью овладения новыми знаниями и запустить пилотные целевые проекты, которые невозможно реализовать без участия третьих сторон.

Становление блокчейна, ориентированного на клиентов

До тех пор, пока технология не станет зрелой или у предприятий не появится стимул, они не станут ориентироваться на данные о клиенте, полученные из децентрализованных источников информации или из блокчейн-платформ. Регуляторные требования типа GDPR, за нарушение которых организации могут быть оштрафованы на сумму до 4% от их годового дохода, — это лишь один из стимулов, который вынудит компании двигаться в направлении децентрализованных записей клиентов. Независимо от того, подпадают ли они под действие GDPR или нет, организации могут извлечь выгоду из подхода «спроектированная конфиденциальность» (privacy by design) — превентивных мер, которые снижают риски при обработке персональных данных, к примеру, за счет минимизации объема данных (удаление неактивных или ошибочных данных клиентов).

Gartner рекомендует руководителям сделать следующее:

  • присмотритесь к блокчейнам, которые ориентируются на клиентов, чтобы улучшить их пользовательский опыт. Поддержите альянсы, ориентированные на клиента, чтобы удовлетворить их растущие потребности;
  • проведите оценку рисков конфиденциальности и безопасности, включая возможные штрафы или угрозы кибератак на данные ваших клиентов, что поможет создать экономическое обоснование для задействования блокчейна. Возьмите за основу подход «спроектированная конфиденциальность» и минимизируйте объем собираемых данных;
  • присоединитесь хотя бы к одному блокчейн-консорциуму с участием конкурентов и других организаций, которые могут оказать решающее влияние на вашу отрасль. Обсудите с ними последствия децентрализации данных о клиентах.

Технология блокчейн — символ децентрализации, передача контроля над данными клиентам, которые теперь сами вольны ими распоряжаться. ИТ-лидерам требуется переосмыслить стратегию блокчейна в ожидании роста пользовательской базы, которая не станет мириться с тем, что ее данными владеет кто-то другой.