Глобальность и независимость от национальных границ является конкурентоспособной чертой Интернет. Однако в разных странах это понимают по-разному. Так, граждане России по ряду причин все чаще покупают зарубежные товары в иностранных, а не отечественных магазинах. Об этом со ссылкой на «Яндекс. Маркет» и GfK сообщает Роскачество. Этот же источник информации отмечает: «За период с 2015 по 2018 гг. доля россиян, совершивших покупки в китайских интернет-магазинах, увеличилась на 19%, в других зарубежных интернет-магазинах — на 3%».

Причины, по которым россияне предпочитают иностранных интернет-ритейлеров, хорошо знакомы покупателям офлайновых торговых точек. Многие из них в лихие девяностые ездили зарубеж в качестве челноков именно из-за этого. Вот как об этом говорит само Роскачество: «Среди основных причин покупок за рубежом россияне указывают: более низкую стоимость аналогичного товара за рубежом, возможность приобрести товары, которых нет в России, более широкий выбор и большее количество уникальных и интересных вещей. При этом цены в зарубежных интернет-магазинах в среднем отличаются от российских на 20-30%, а разница в покупке одежды порой доходит до 75%».

Все мы помним, почему челночное движение свелось на нет. Возникновение его интернет-версии является тревожным признаком для всей российской экономики. Бороться с этим явлением за счет пошлин, а таковыми с января облагаются любые покупки свыше 200 евро, неэффективно. Более оптимальными могут оказаться совместные усилия правительства и бизнеса по налаживанию если не производства, то розничной реализации наиболее популярных товаров в России силами отечественных ритейлеров. В частности и из числа интернет-магазинов и маркетплейсов. Ведь они имеют возможность закупать товары оптом и затем уже за счет полученного дисконта реализовывать в России в соответствии с отечественным законом о защите прав потребителей. А если им предоставить еще и налоговые льготы...