RCS может ускорить конвергенцию уведомлений и разговоров, но все непросто, утверждает вице-президент и главный аналитик Forrester Research Джули Аск.

Тем, кто не следит за темой, напомним, что протокол мобильного обмена сообщениями RCS — это, в сущности, усовершенствованная служба SMS, которой скоро исполнится 30 лет.

Недавно прозвучал ряд анонсов.

Во-первых, в США операторы связи сформировали Cross Carrier Messaging Initiative (CCMI). Это то, о чем давно твердили Google и GSMA. Такое впечатление, словно Google покинула место водителя, и на него уселись американские операторы связи. Подождем подробностей.

Во-вторых, Google создала для пользователей Android приложение для обмена сообщениями с поддержкой RCS. В США его распространение началось в конце 2019 г. Пользователям предлагается сделать его своим приложением для текстовых сообщений по умолчанию. Оно не лишено шероховатостей, но при желании его можно заставить работать.

Отметим следующие моменты.

1. Если вы зададите вопрос, нужно ли потребителям в США приложение для обмена сообщениями с набором сложных функций, то ответ «да». Чтобы послать друзьям текстовое сообщение, мы используем в первую очередь SMS. Иногда посылаем SMS компаниям, но гораздо реже. Главным адресатом является служба поддержки клиентов. За пределами США SMS не столь популярны. В Китае процветает служба WeChat, поскольку до недавнего времени скорость передачи по сетям была невелика. В некоторых других странах из-за дороговизны SMS получили распространение сообщения OTT.

2. RCS 2020 года напоминает SMS середины 1990-х. Идея текстовых сообщений была отличной. Только необходимо было знать, каким телефоном, в т. ч. какой моделью, и услугами какого оператора пользуется тот, кому вы намереваетесь отправить сообщение. До сих пор некоторые MMS-сообщения приходят по электронной почте. RCS — новая версия SMS за исключением того, что Google берет на себя обработку некоторые из этих сложностей.

3. Имеется много служб сообщений. iMessage на смартфонах Apple (доля на мировом рынке невелика в отличие от рынка США), WhatsApp, WeChat, Facebook Messenger, Symbol, Kakao и др. Эти приложения обладают очень развитыми функциями. И у некоторых из этих платформ насчитывается уже более миллиарда пользователей.

4. Еще немного истории. Почему обмен сообщениями OTT переживал бум? Для многих людей в мире SMS были слишком дорогими. Первоначально ОТТ-приложения выигрывали по цене. Вскоре они стали выигрывать по размеру сети и функционально богатым сервисам. На протяжении многих лет операторы США (как и Google) понимали, что отсутствие своих служб обмена сообщениями является большим недостатком. Что вы сделаете в 2020 г., чтобы сместить лидера и предоставить клиентам свою платформу? Как сделать, чтобы это не оказалось слишком мало и слишком поздно?

5. Компании, использующие SMS для вовлечения клиентов, часто все еще платят за каждое сообщение. RCS не решает эту проблему. Инфраструктура является дорогой. Во всяком случае, стоит денег. Операторы по-прежнему хотят взимать плату за транспорт контента через их инфраструктуру. И проблема в том, что они конкурируют со службой, которая является или кажется бесплатной. Решение есть, но только если платформа является открытой и привлекательной для компаний. Да, компании могут перенести расходы с SMS на RCS при сходных сценариях использования с увеличенным количеством сервисов/функций. Однако взимание платы за каждое сообщение неприемлемо, поскольку RCS — транспортная технология, а не приложение для обмена сообщениями. Просто мы обмениваемся слишком большим числом сообщений. И если количество чатов между пользователями и компаниями растет, операторы не могут требовать оплаты каждого сообщения. Если же они это сделают, окажется, что цифровая технология не является дешевой и самообслуживающейся, как обещано. Поговаривают о взимании платы за каждую сессию. Это может стать одним из главных сдерживающих факторов.

Google/Android нуждаются в мощном приложении для обмена сообщениями. Нет цифр, которые позволяли бы сказать, что приложение Allo потерпело провал. Но Google его отключила. Обмен сообщениями слишком важный способ общения для потребителей и останется таким в будущем. Особенно если вы хотите служить посредником между компаниями и их клиентами. Какие преимущества это дает операторам? Какие-то дает. Но ими трудно воспользоваться, если не предоставлять сервис, а только транспорт.