В ближайшие два года изменятся процессы в отрасли электронного документооборота и цифровой экономики — приняты поправки в 63-ФЗ «Об электронной подписи». Чтобы изменения сказались на отрасли положительно и помогли ее развитию, необходимо привлекать к ним опытных экспертов — операторов ЭДО.

27 декабря 2019 года президент России подписал поправки в федеральный закон от 06.04.11 № 63-ФЗ «Об электронной подписи». Поправки стали результатом длившейся более двух лет дискуссии между государственными ведомствами и службами, экспертными сообществами и представителями бизнеса. Они регулируют динамично развивающуюся сферу электронной подписи и электронного документооборота, являющейся одним из столпов цифровой экономики.

Как изменится сфера электронной подписи

Поправки в 63-ФЗ устанавливают повышенные требования к аккредитованным УЦ: они должны будут иметь чистые активы в размере не менее 1 млрд. руб. (вместо 7 млн. руб.) и страховой ответственности не менее 100 млн. руб. (вместо 30 млн. руб.). Соответствовать таким требованиям смогут не все. Поэтому в ближайшие два года число аккредитованных УЦ сократится — с 500 до нескольких десятков. Эти меры должны повысить качество работы УЦ и их ответственность перед государством и обществом.

Оставшиеся на рынке коммерческие аккредитованные УЦ с 2022 года будут выдавать сертификаты только физическим лицам. Сейчас, по оценке Минкомсвязи, такие сертификаты имеют менее 5% граждан. С 2022 года этот показатель увеличится — согласно поправкам в 63-ФЗ, сертификатами физлиц смогут пользоваться также сотрудники предприятий. Однако, насколько вырастет количество желающих получить сертификаты физлиц, пока сложно спрогнозировать.

Сертификаты юридических лиц, которые сейчас имеются у 92% предприятий страны, а также индивидуальных предпринимателей, будет выдавать Федеральная налоговая служба. Для выполнения этой задачи она сможет привлекать доверенных лиц из числа аккредитованных УЦ, соответствующих дополнительным требованиям, которые утвердит правительство РФ. Эти требования сейчас разрабатывают власти и госорганы. К этому процессу также нужно привлечь экспертное сообщество, тогда получится найти наиболее подходящее для отрасли решение.

Роль операторов ЭДО в отрасли

Российские предприятия стали активно использовать электронную подпись более 15 лет назад — когда начал развиваться электронный документооборот. Основным драйвером применения электронной подписи тогда была именно Федеральная налоговая служба. Она поставила задачу перевести бизнес на электронную отчетность и привлекла к решению задачи операторов ЭДО.

Сейчас большая часть юрлиц и индивидуальных предпринимателей сдают налоговую отчетность в электронном виде — в конце 2018 года этот показатель составлял 81,3%. В электронный вид перешли и другие виды отчетности, например, отчетность в ПФР, ФСС и Росстат.

Чтобы решить поставленную задачу, операторы ЭДО не только разработали программные комплексы, которые позволяют формировать и передавать отчетность в контролирующие органы. Они также создали инфраструктуру, которая позволяет предпринимателю быстро получить электронную подпись, подготовить рабочее место к ее использованию и решить любые вопросы, возникающие в процессе. Работу такой инфраструктуры поддерживают десятки тысяч высококвалифицированных специалистов, а также тысячи точек присутствия по всей стране.

Устойчивое развитие — за операторами ЭДО

Оценивая результат совместной работы ФНС России и операторов ЭДО, кажется разумным оставить за операторами ЭДО возможность участвовать в выдаче сертификатов юрлицам в качестве доверенных лиц ФНС России. Это позволит обеспечить устойчивое развитие отрасли электронного документооборота и цифровой экономики в целом.

В то же время на развитие отрасли может негативно повлиять передача этой функции субъектам, которые ранее не выдавали электронные подписи миллионам клиентов, например, финансовым и кредитным организациям. Может быть потеряна работающая и устойчивая инфраструктура, утрачен накопленный опыт, без которого невозможно совершенствование цифровых технологий.

Если это произойдет, то понадобится вновь создавать инфраструктуру для масштабной выдачи сертификатов. Нужно будет вкладывать миллиардные инвестиции, что, скорее всего, увеличит стоимость услуг для конечного потребителя — бизнеса и предпринимателей. Также потребуется разработать и установить новые процессы предоставления отчетности — а в в этом вопросе нельзя допустить просчетов, ведь на кону своевременное начисление налогов и сборов, расчет пенсионных накоплений и множество других задач государства и бизнеса.

Принятие поправок в федеральный закон № 63-ФЗ «Об электронной подписи» отвечает на актуальные вызовы, которые ставит отрасль применения электронной подписи и ЭДО. Теперь, когда ключевые изменения должны уточнить нормативно-правовыми актами, главная задача государства и экспертного сообщества — сохранить концепцию поправок и избежать потрясений, способных затормозить или усложнить развитие и совершенствование отрасли.

Юрий Малинин, президент Ассоциации «Разработчики и Операторы Систем Электронных Услуг»