Мобильность — глобальный тренд, и сопротивляться ему не в силах даже такая консервативная сфера, как грузоперевозки. Мобильные решения позволяют снизить транспортные издержки на 20-40%, повышая эффективность бизнеса перевозчиков и курьерских компаний.

Логистическое развитие зависит от цифровизации

Отрасль демонстрирует негативную динамику: за 9 месяцев 2019 года объем коммерческих грузоперевозок уменьшился на 3,7%, особенно просела сфера автомобильных перевозок — на 5,3% (по последним данным Минтранса). На стагнирующем рынке есть две возможности для роста бизнеса: увеличивать долю за счет конкурентов, либо снижать издержки и повышать собственную эффективность. В обоих случаях не обойтись без внедрения современных технологий и автоматизации бизнес-процессов. Учитывая специфику рынка грузоперевозок, отрасли нужны мобильные решения.

Россия находится в середине рейтинга Всемирного банка по уровню логистического развития среди 160 стран-участников. Индекс эффективности логистики (Logistics Performance Index, LPI) отражает не только работу таможенных органов и состояние инфраструктуры, но и качество логистического обслуживания, скорость и стоимость доставки, наличие задержек при транспортировке и возможность отслеживать грузы. Мы видим четкую корреляцию между положением в рейтинге и уровнем цифровизации логистики в странах-участниках. Лидеры рейтинга — Германия, Швеция, Бельгия, Австрия, Япония — отличаются и высоким уровнем проникновения новых технологий в сферу грузоперевозок. Российские перевозчики в последние два года активно взялись за цифровизацию, и это станет драйвером для роста эффективности логистики в ближайшее время.

Прозрачно и вовремя

Для автоматизации доставки грузов используют системы TMS (Transportation Management System). Они позволяют планировать и контролировать каждый этап транспортировки с учетом специфики бизнес-процессов каждой компании. Система распределяет загрузку автопарка, а также составляет оптимальные маршруты доставки с учетом дорожной ситуации и разрешенной скорости движения, графика работы точек доставки, режима труда и отдыха водителя. В автоматическом режиме формируется вся документация, что снижает количество ошибок и экономит время. Кроме этого, система позволяет получать отчеты по расходу ГСМ, себестоимости доставки, времени работы персонала.

TMS-система может включать функцию спутникового GPS/ГЛОНАСС-мониторинга транспорта, что помогает следить в режиме реального времени за перемещением груза и прогнозировать время доставки.

Еще одна перспективная возможность — использование телематических устройств (технологии Интернета вещей). С помощью установленных на транспортном средстве датчиков можно контролировать температуру в кузове, что важно при доставке скоропортящихся продуктов, анализировать технику вождения при транспортировке хрупких грузов, фиксировать открывание дверей, если перевозятся особо ценные товары или предметы. Это позволяет усилить безопасность перевозок и повысить их качество.

Мобильные решения в рамках TMS-систем позволяют водителям, экспедиторам, курьерам, торговым представителям оперативно получать необходимую информацию по доставке прямо в планшете или смартфоне. К примеру, дневные маршруты отображаются в мобильном устройстве. Если добавляется новая точка, то не нужно думать, в каком порядке ее посетить — система добавит ее в маршрут автоматически наиболее оптимальным образом. За счет автоматического документооборота экономится время на оформление доставки в каждой точке.

Реальная экономия

Внедрение подобных систем, по нашему опыту, дает до 40% экономии транспортных издержек компании. И это вполне достижимый результат: на 15-20% сокращается дневной пробег ТС за счет формирования оптимальных маршрутов, на 30-35% снижаются расходы на ГСМ, уменьшается амортизация автопарка за счет уменьшения количества рейсов и задействованного транспорта. Кроме того, автоматизация позволяет оптимизировать штат сотрудников и фонд оплаты труда.

Анализ поступающих данных обнажит «узкие» места, которые могут стать точками роста. Например, станет очевидной необходимость устранить простои техники, перераспределить нагрузку на транспорт и водителей, скорректировать манеру вождения, контролировать соблюдение ПДД (скоростной режим, парковку, нагрузку на ось и т. д.). Кстати, минимизация нарушений — еще одна возможность сэкономить. В России сумма штрафов за нарушение ПДД составляет около 100 млрд. рублей в год. Порядка 90% из них — несоблюдение скоростного режима.

Рынок автоматизации транспортной логистики в 2019 году вырос на 10%, в 2020 году темпы роста сохранятся, несмотря на сдержанные прогнозы по развитию сферы грузоперевозок в целом. Среди значимых факторов роста — инициативы регуляторов, например, усиление тахографического контроля с 1 ноября 2019 года и курс на контроль режима работы и отдыха водителей.

Максимальная прозрачность всех процессов, контроль каждого этапа, исключение человеческого фактора — все это позволяет повысить эффективность компании и не только удержаться, но и расти на конкурентном рынке.

Роман Коновалов, президент группы компаний «СиДиСи» (CDC)