Чтобы перевести персонал на «удаленку», сохранить эффективность и непрерывность работы, компаниям в сжатые сроки приходится выполнять не только максимум организационных требований, но и обеспечивать необходимый уровень информационной безопасности. Экстренность ситуации приводит к тому, что ряд организаций бросают силы на то, чтобы закрыть только самые «горящие» вопросы. Однако, чтобы защитить «удаленку», нужен комплексный подход, поскольку формат «хоум-офиса» сам по себе увеличивает количество потенциальных угроз для безопасности компании.

Оператор сервисов киберзащиты CyberART подготовил чек-лист по проверке уровня защищенности своей компании, а также обозначил основные этапы, необходимые для обеспечения комплексной безопасности «хоум-офиса».

Ряд компаний уже находятся в процессе организации частичной или полной «удаленки» для своей команды. Тем, кто уже начал перевод на дистанционный режим можно ответить на следующие вопросы, чтобы оценить текущий уровень безопасности:

  1. для удалённой работы используются защищенные каналы связи, например, при помощи VPN (Virtual Private Network)?
  2. при подключении к инфраструктуре пользователь проходит двухфакторную аутентификацию (токены, одноразовые пароли)?
  3. при удалённом подключении не используются личные устройства сотрудников?
  4. на удалённых рабочих местах контролируются съемные носители, запрещен «прямой» доступ в сеть Интернет?
  5. при подключении к сети компании происходит проверка удалённых устройств на наличие антивируса и его актуальности и на наличие необходимых обновлений безопасности?
  6. использование корпоративных сервисов разрешено только со специально сконфигурированных «джамп-узлов»: терминальных серверов, виртуальных рабочих столов (VDI)?
  7. в ИТ-инфраструктуре компании выполнено сегментирование и настроены разграничения доступа, пользователи имеют минимальный для работы набор прав?
  8. в ИТ-инфраструктуре компании определены и применяются политики информационной безопасности и аудита событий?
  9. обеспечивается ли постоянный мониторинг и реагирование на события безопасности для обнаружения и предотвращения компьютерных атак и инцидентов, до того момента, как они могут вызвать реальные негативные последствия для компании?
  10. выполняется ли контроль изменений состава ресурсов, для которых предоставлен удалённый доступ, анализ защищенности сетевого периметра и инфраструктуры, обнаружение и устранение уязвимостей и ошибок настройки?

Зачастую такие кризисы и необходимость экстренных мер обостряют существующие проблемы ИБ в организации. Если у компании будут незащищённые удалённые рабочие места и «домашние офисы», то у злоумышленников появится большой спектр для следующих возможностей: кража конфиденциальной информации и персональных данных; перевод денег с расчетного счета; «заражение» крипто-вирусом ИТ-инфраструктуры компании. Это в свою очередь сможет вывести из строя ИТ-системы и системы промышленной автоматизации, нарушить бизнес и производственные процессы предприятий и т.д.

Помимо этого, угрозами уже стали рост количества фишинговых кампаний на удалённых сотрудников, появление фейковых сайтов, приложений — всего того что на волне паники, связанной с коронавирусом, может спровоцировать сотрудника открыть электронное письмо, кликнуть на вложение, перейти по ссылке или зайти на вредоносный сайт.

На сегодняшний день далеко не у всех организаций имеются в штате специалисты ИБ-отдела или корпоративного SOC (Security Operations Center), которые могут грамотно оценить необходимость первоочередных мер для безопасного перехода на «удаленку». Однако, ряд ИБ-компаний, как ведноров, так и поставщиков сервисов обеспечили бесплатный доступ на некоторые свои продукты и услуги.

В зависимости от наличия собственных ресурсов, компаниям рекомендуется самостоятельно или, объединив усилия с внешними экспертами, выполнить следующие шаги, чтобы реализовать систему комплексной защиты удалённого доступа:

  1. шаг 1. Защита каналов при помощи средств VPN, которые имеют функционал многофакторной аутентификации и проверки соответствия подключаемых устройств требованиям безопасности;
  2. шаг 2. Повышение безопасности конечных узлов, используемых для удалённого доступа за счет настройки и распространения на них корпоративных политик безопасности;
  3. шаг 3. Обнаружение вторжений на уровне сети и защита от вредоносного программного обеспечения;
  4. шаг 4. Выявление и блокирование неизвестного ранее вредоносного программного обеспечения, целевых атак и атак нулевого дня;
  5. шаг 5. Расширенный мониторинг и контроль действий привилегированных пользователей;
  6. шаг 6. Раннее обнаружение атак при помощи ресурсов-приманок (HoneyPot), представляющих из себя программные ловушки, позволяющие оперативно обнаружить нарушителя на начальных этапах проникновения;
  7. шаг 7. Защита каналов удалённого доступа от атак типа «отказ в обслуживании»;
  8. шаг 8. Оценка защищённости при помощи автоматизированных средств и ручных проверок для обнаружения и устранения уязвимостей и ошибок настройки;
  9. шаг 9. Отслеживание событий безопасности, которые фиксируются как в средствах обеспечения удаленного доступа, так и в других компонентах контролируемых систем, обнаружение и устранение компьютерных атак и инцидентов безопасности до того момента, как они вызовут реальные негативные последствия;
  10. шаг 10. Организация инфраструктуры безопасного доступа, включая технологии защиты конечных узлов, безопасного терминального доступа и виртуальных рабочих столов (VDI), организация ресурсов для безопасного обмена информацией и совместной работы.

Из-за срочности перехода на удалённый доступ, бизнес может упустить из виду привычные внутренние процессы по обеспечению безопасности, тем самым оставив для злоумышленника возможность атаки. Сам процесс организации «удаленки» расширяет количество актуальных векторов атаки на инфраструктуру, которая теперь не ограничена стенами офиса. Поэтому процесс перевода персонала на «хоум-офис» должен рассматриваться не только в разрезе необходимости быстро выполнить ИТ-задачи, но учета требований информационной безопасности.