Бум цифровизации во время и после пандемии COVID-19 разворачивается по четырём технологическим направлениям, утверждает на портале Information Age Мика Руоконен, директор по бизнесу консалтинговой компании Futurice.

COVID-19 и цифровизация

Пандемия COVID-19 меняет глобальную деловую среду, и ООН ожидает, что мировая экономика в этом году пострадает из-за кризиса на 1 трлн. долл.

Для цифровых лидеров это означает смену приоритетов компаний с каждым часом и резкое колебание состояний секторов экономики. Путешествия и транспорт находятся в кризисе, о чём свидетельствуют действия таких авиакомпаний, как EasyJet, оставившей на земле все свои самолеты, и British Airways, приостановившей многие рейсы, в то время как супермаркеты переживают быстрый рост.

В то время как здоровье и безопасность сотрудников по праву остаются главным приоритетом, цифровые лидеры также должны тщательно учитывать непрерывность, масштаб и размах своих цифровых операций в этих новых, незнакомых торговых условиях. Поскольку сейчас они в основном сосредоточены на спасении бизнеса, инвестиции в проекты цифровизации неизбежно будут значительно ниже их списка приоритетов.

Не умаляя разрушительное воздействие COVID-19, важно не упускать из виду возможности цифрового бизнеса, которые появляются прямо сейчас. Хотя они часто являются ответом на краткосрочные потребности, они потенциально могут стать долгосрочными сдвигами в цифровом ландшафте, как только нынешний кризис пройдет. Вот четыре области технологий, которые, по нашему мнению, будут процветать после эпидемии.

1. Инициативы в области здравоохранения с поддержкой данных будут расширяться

Поскольку потребители теперь гораздо больше внимания уделяют своему здоровью, то тестирование становится повседневным делом, будь то тесты COVID-19, санкционированные лечебными организациями, или пожелания клиентов, решивших провести дополнительное обследование в частных клиниках на различные медицинские показатели.

При должном соблюдении конфиденциальности полученное в результате массовое увеличение объема медицинских данных даёт возможность различным специалистам по медицине и ИИ разработать полезные решения, которые помогут снизить риск заражения, снять тревогу населения, а также обеспечить людям уверенность в эти трудные времена.

Примерами приложений, которые, вероятно, появятся, могут стать цифровая платформа Definitive Healthcare, отслеживающая емкость больничных коек в США, и система FluPhone, измеряющая и моделирующая распространение гриппа.

2. Масштабируемые цифровые бизнес-модели начнут заменять операции, ориентированные на продукты

По мере того как COVID-19 будет оказывать давление на глобальные цепочки поставок, компании все больше начнут наращивать устойчивость своего бизнеса, дополняя ориентированные на продукты модели масштабируемыми и стабильными цифровыми альтернативами. Это может включать в себя диверсификацию предприятий от их основного предложения к продаже данных и ИИ-активов третьим сторонам.

Такие супермаркеты, как Walmart, уже продают POS-данные брендам, включая P&G и Unilever, которые используют их для создания адекватного запаса продуктов на своих складах и обеспечения доступности своих товаров в магазинах в режиме реального времени.

Мы можем ожидать, что цифровая экономика совместного использования ресурсов, которая в настоящее время включает такие примеры, как Combiworks (сопоставляет спрос и предложение производственных мощностей) и Cargomatic (соединяет грузоотправителей с местными дальнобойщиками), получит дополнительное ускорение в B2B-сегменте. Это связано с тем, что находящиеся под постоянным давлением компании ищут умные и быстрые способы сократить расходы и монетизировать существующие активы.

3. Электронная коммерция испытает ренессанс

Из-за самоизоляции потребители, которые обычно посещают офлайновые магазины, все чаще совершают покупки в Интернете, в результате чего электронная коммерция бурно развивается, особенно когда речь идет о консервах, макаронах, медицинских и санитарных изделиях.

Подъем в электронной коммерции вполне может стать постоянным, если люди по-прежнему будут остерегаться контактировать друг с другом в реальной жизни и все чаще заменять посещение магазинов онлайн-покупками.

Логистические платформы уже пересматривают свои концепции в соответствии с новыми рыночными условиями, позволяя розничным торговцам быстро масштабировать доставку товаров на дом. Мы можем ожидать подобных нововведений и в будущем.

4. Быстро растет интерес к цифровым инструментам для совместной работы и развлечений

Поскольку компании быстро — а в некоторых случаях и на постоянной основе — переходят к удаленной работе, рынок цифровых инструментов совместной работы, таких как Microsoft Teams, Google Hangouts и Zoom, вероятно, будет быстро расти. Компания Zoom уже испытала 50%-ный рост стоимости своих акций с начала года.

Более того, по мере того, как пребывание внутри дома становится нормой, вместо посещения концертов, музеев и мероприятий потребители ищут эквивалентные AR- и VR-впечатления, которыми можно безопасно наслаждаться, сидя на диване.

Вместе с этим мы уже видим растущий спрос на цифровые медиасервисы и развлечения, включая социальные медиаресурсы, игры, новости, потоковое видео и книги, поскольку люди стремятся избавиться от скуки и заполнить время, ранее занятое путешествиями и общением лицом к лицу.

Какие компании гарантированно смогут выйти в лидеры?

COVID-19 создает проблемы для различных секторов экономики, и трудно дать обобщенные рекомендации, как превратить кризис в возможность — например, авиакомпании и туристические фирмы будут бороться за то, чтобы реинжинирировать свои бизнес-модели достаточно быстро, чтобы компенсировать огромный ущерб, наносимый их бизнесу.

В секторах, которые в меньшей степени затронуты эпидемией, бизнесу необходимо кардинально переосмыслить, что создает ценность, что важно прямо сейчас и в будущем, и какую роль могут играть цифровые инновации в создании новых изделий и услуг.

Компании, которые ориентированы на клиента и умудряются быстро внедрять новые цифровые технологии для решения проблем, создаваемых новыми условиями, лучше всего адаптированы к использованию любых зарождающихся возможностей.

Сегодня для бизнеса очень важно создавать и поддерживать сильную и всепроникающую цифровую культуру. По мере того как работа становится все более удаленной, стиль руководства, менталитет, привычки и способы работы приобретают большее значение, чем когда-либо.

Культивирование доверия к людям, прозрачности работы, заботы о других, а также непрерывного обучения будет гарантировать, что в трудные времена фирмы сохранят свои цифровые таланты, добьются успеха и продолжат процветать.

Наконец, компании, которые демонстрируют социальную ответственность и предлагают решения возникающих проблем здравоохранения, будут иметь преимущество перед своими жадными конкурентами, которые стремятся только к максимизации своей прибыли и капитализации.

Хочется верить, что COVID-19 даст начало новым, более гибким, более устойчивым, более добрым и более человеческим способам ведения бизнеса, которые позволят компаниям противостоять широкому спектру угроз, как ожидаемых, так и неожиданных, при этом по-прежнему заботясь о сотрудниках и клиентах.