Компания NAUMEN опросила ИТ-специалистов российских организаций о готовности перевести сотрудников на удаленную работу в период пандемии COVID-19. Более 78% опрошенных сообщили, что их компании предоставляют персоналу удаленный доступ на период домашней изоляции и нерабочего месяца, при этом имеющейся информационной инфраструктуры достаточно. Однако лишь в 24% предприятий готовы перевести на домашний офис весь штат сотрудников.

Среди респондентов 47% ответили, что на период карантина в обычном режиме остаются работать сотрудники, чьи обязанности невозможно выполнять дистанционно. Чаще всего так отвечали представители оптово-розничной торговли, транспортной сферы и медицинских учреждений. Организации, которые в настоящий момент обеспечивают население жизненно-важными услугами, переводят на удаленную работу бухгалтерию, юридические и кадровые отделы.

«Несмотря на объявление нерабочих дней в стране до 30 апреля, многие организации не могут поставить свои бизнес-процессы на паузу. Например, представители ИТ-индустрии оказались солидарны в своем решении продолжать работу в полном объеме, — отметил Игорь Кириченко, CEO компании NAUMEN. — Мы должны исполнять обязательства перед клиентами и партнерами по срокам выполнения заключенных контрактов, по техподдержке непрерывно работающих и важных систем. Так, к примеру, платформа NAUMEN обеспечивает работу контакт-центра горячей линии Москвы по вопросам коронавируса».

ИТ-отрасль также ожидаемо оказалась наиболее подготовленной к удаленной работе — более 90% организаций этой сферы ранее практиковали работу вне офиса. В целом 75% опрошенных организации предоставляли своим сотрудникам возможность удаленной работы.

Госсектор в силу консервативного подхода оказался менее готов к организации полноценной работы учреждений в дистанционном формате — положительно о введении режима удаленной работы среди всех сотрудников ответили лишь 16% респондентов. При этом Россия здесь существенно отстает от других стран, несмотря на технологические возможности быть наравне. В США, например, с 2010 года официально действует программа «Telework Enhancement Act» для удаленной работы. В нее вовлечено 89 федеральных органов власти, до 50% штатных сотрудников которых имеют средства для удаленной работы. По итогам программы 2,2 млн госслужащих США в 2018 году работали из дома хотя бы три дня в месяц.

«В текущей ситуации стал наиболее нагляден общий уровень цифровизации в стране. В большей безопасности оказались те, кто занимался цифровой трансформацией бизнес-процессов, кибербезопасностью и адаптацией корпоративной культуры к свободному графику уже давно и на постоянной основе», — считает Игорь Кириченко.

Сложнее приспособиться к условиям домашней изоляции организациям со штатной численностью менее 1 тыс. человек, показывают результаты опроса. Среди этой категории компаний 20% ответили, что не могут организовать дистанционную работу никому из сотрудников.

«Перевод на удалённую работу всего офиса без должной подготовки неизбежно отражается на работе компании, — считает Игорь Кириченко. — Для многих из нас процесс работы выстроен на личном взаимодействии с командой. Если снижается скорость коммуникации и принятия решений, снижается и общая эффективность. Поэтому в помощь руководителям могут быть использованы готовые технические решения: системы постановки и отслеживания задач — это умеют решения для управления бизнес-процессами (BPM), для управления взаимоотношениями с клиентами (CRM), а также все средства для обеспечения надежности и цифровой непрерывности бизнеса (ITSM)».

При этом еще одним серьезнейшим вызовом для множества бизнесов оказался сам карантин и невозможность обслуживать клиентов в офлайне, дополнил Игорь Кириченко. Онлайн — единственный работающий канал взаимодействия с потребителем услуг. Но, к примеру, онлайн-торговля в России в категории Fashion (одежда, обувь, аксессуары) два года назад составляла лишь 12% от общего рынка, когда в США ее доля составляет 27%, а в Китае — 45%. В результате, карантин лишь ускорил сокращение отставания в привычках граждан, и например, спрос на платформы облачных контактных центров для приема заказов уже растет кратными темпами. Это основной способ сохранить выручку многих компаний, считает эксперт.

По данным опроса NAUMEN, для организации полноценной работы сотрудников в режиме вынужденной домашней изоляции лишь 10% компаний закупают дополнительное оборудование, в том числе компьютеры для работающих посменно сотрудников, например, операторов контакт-центров.

Подавляющее большинство респондентов (89%) отметили, что полностью обеспечены необходимым оборудованием и ПО для работы из дома. В то же время, некоторые компании усиливают техническое оснащение средствами телефонии и видеосвязи, покупают бизнес-аккаунты в Skype, Zoom, выделяют каналы VPN для безопасного соединения.

Примечательно, что домашняя изоляция открыла новые каналы коммуникаций с клиентами для многих традиционных бизнесов. Например, представители фитнес-индустрии отмечали в ответах, что закупали оборудование и ПО для видеотрансляций для организации онлайн-тренировок.