Чем сильнее современный бизнес полагается на цифровые данные, тем с большим тщанием он подходит к выбору системы хранения для них. Традиционный рынок СХД для бизнес-критичных приложений довольно широк, и у компании Hewlett Packard Enterprise, в частности, есть целое семейство нацеленных на него высоконадёжных систем HPE 3PAR. Однако недавно ассортимент всемирно известного производителя инфраструктурных решений пополнили СХД Primera: с одной стороны, более гибкие в управлении и работе, а с другой — не уступающие в плане устойчивости и гарантированной доступности самым «тяжёлым» платформам хранения корпоративного класса. Об архитектурных особенностях HPE Primera, о его уникальных преимуществах и ценности для заказчиков из самых разных индустрий рассказывают Алексей Казьмин, менеджер по продуктам HPE, и Андрей Кондратьев, директор департамента системной интеграции «ИНЛАЙН ГРУП».

Какова в целом специфика СХД для критически важных приложений?

Алексей Казьмин: Критически важными считаются приложения, стоимость простоя которых для бизнеса заказчика особенно высока — в терминах незапланированных затрат и недополученной прибыли. Соответственно СХД для таких приложений должны обеспечивать максимальную доступность сохраняемых на них данных. Называть Primera самой интеллектуальной в мире системой для критически важных приложений нам позволяет сама её архитектура, выстроенная так, чтобы гарантировать бесперебойную работу аппаратных и программных компонентов. При этом имплементированные в Primera умные средства контроля окружения СХД и сопряжённой с ней ИТ-инфраструктуры в целом дают системе возможность вести непрерывный мониторинг (в тех, разумеется, пределах, в которых это допускает заказчик) и оперативно выдавать упреждающие рекомендации по ещё даже не зафиксированным, а только грозящим произойти сбоям. Всё это для того, чтобы данные были действительно всегда доступны.

Классическое представление об СХД для критически важных приложений сосредотачивается на максимизации устойчивости системы — даже в ущерб её гибкости. Приведу в пример СХД семейства HPE XP: на таких системах мы наблюдаем у российских заказчиков полное отсутствие даже кратчайших простоев на протяжении многих лет. Но подобные системы работают по принципу «включил — настроил — работает — ничего не трогай, ничего не меняй». Не предполагается частое проведение обслуживания таких СХД, их программный и аппаратный апгрейд. Добавление каких-то функциональных возможностей происходит раз в три-пять лет. А простое управление через программируемые интерфейсы считается вторичным приоритетом после устойчивости.

Архитектура же Primera такова, что её аппаратная надёжность приближается к уровню СХД класса ХР, однако вместе с тем доступны гибкое управление системой, гибкое выделение ресурсов под разные задачи, их возвращение обратно в пул, если в данный момент они не нужны, и управление с помощью программируемых интерфейсов. В результате Primera можно использовать не только для «статичных» по своей сути систем регистрации, бесспорно критически важных, но и для наиболее актуальных сегодня приложений, которые начинают восприниматься как чрезвычайно существенные для бизнеса именно в современных условиях. Речь идет о поддержке, обслуживании и привлечении клиентов посредством различных веб-сервисов, программах лояльности и других приложениях для взаимодействия с ключевой аудиторией, которые непрерывно модифицируются и обновляются, изменяя свои требования к инфраструктуре заказчика.

Вы упомянули архитектурные особенности HPE Primera, которые выделяют её из общего ряда СХД для критически важных приложений. Что здесь имеется в виду?

Алексей Казьмин: Сразу оговорюсь, что, невзирая на всю свою инновационность, Primera остаётся специализированной СХД и ничего, кроме хранения данных, не делает. В отличие, скажем, от модных гиперконвергентных систем, сочетающих в себе множество функций. С аппаратной точки зрения Primera основана на архитектуре систем 3PAR, которые на рынке присутствуют уже около двух десятков лет и последнее поколение которых было запущено три-четыре года назад. Эта архитектура очень хорошо отлажена, мы прекрасно понимаем её преимущества и возможности, а также видим, в какую сторону её развивать. Один из базовых принципов архитектуры 3PAR — многоконтроллерность, то есть доступ к данным со стороны приложений всегда осуществляется через несколько точек входа. Несколько контроллеров СХД (в Primera сейчас их может быть до четырёх) параллельно обслуживают каждый запрос на запись и чтение. И если какой-либо из них откажет, это вообще никак не скажется на доступности данных, а на производительности если и отразится, то в минимальной степени.

Есть и другая особенность у нашей архитектуры: все контроллеры на очень большой скорости обмениваются друг с другом данными внутри системы, что позволяет поддерживать крайне высокую общую производительность, — в том числе с накопителями нового типа, такими как Intel Optane, отличающимися крайне низкой задержкой и высокими скоростями записи/чтения. Кроме того, в 3PAR и Primera имеются разработанные НРЕ особые сопроцессоры, которые дополняют возможности процессоров Intel, управляющих контроллерами. Сопроцесоры принимают на себя наиболее ресурсоёмкие задачи, такие как расчёт контрольных сумм, работа с дедупликацией и т. п., и служат внутренними коммутаторами, обеспечивающими широкую полосу пропускания между контроллерами.

Переходя к программным особенностям, отмечу, что операционная система самой СХД (Primera OS), построена по модульному принципу — все функциональные компоненты, средства репликации данных, сжатия, дедупликации, создания снэпшотов и т. д. представляют собой контейнерные приложения. Такая реализация модулей позволяет без особого труда обновлять, расширять и улучшать их функциональность в режиме онлайн без какого бы то ни было воздействия на другие части системы.

Ещё одна важная особенность архитектуры Primera — управление через несколько интерфейсов, включая удобный графический (понятный большинству администраторов практически любой квалификации), командную строку (привычна тем, кто работает с Linux, а также администраторам 3PAR-систем) и новый программируемый интерфейс API, который сперва появился в СХД 3PAR и ещё более развился в семействе Primera. В его пределах заказчик волен либо сам писать какие-то команды или скрипты для управления своей системой хранения, либо воспользоваться разработанным НРЕ средством управления OneView. Оно позволяет одновременно контролировать вычислительные серверы НРE, СХД и частично сетевое оборудование, при этом предоставляя заказчику общий пул ресурсов для использования в различных DevOps-окружениях — с системами разработки, веб-сервисами и т. д.

Что даёт основание говорить о HPE Primera как об интеллектуальной СХД?

Алексей Казьмин: Это решение HPE InfoSight и его система выдачи рекомендаций, которая как раз и гарантирует нашим заказчикам стопроцентную доступность данных. InfoSight — облачное средство, которое базируется в ЦОДах самой НРЕ и ведёт мониторинг телеметрической информации со всех СХД и серверов (а в будущем — и других устройств), подключенных к нему через безопасный шифрованный канал. Вся телеметрия собирается в единую и очень большую базу данных, на основе которой обученные алгоритмы (машинного или глубокого обучения, либо просто статистические — в зависимости от конкретной задачи) устанавливают причинно-следственные связи. Иными словами, выявляют цепочки событий, которые привели к появлению некой проблемы у кого-то из сотен тысяч заказчиков HPE по всему миру.

Далее, если InfoSight отождествляет ранее выявленную закономерность о происходящим у других заказчиков, она формулирует для них персонифицированную рекомендацию: каким образом избежать сбоя, замедления работы какой-то подсистемы или иной неприятности. InfoSight не только превентивно предотвращает проблемы, но и улучшает работу клиентских систем, аналогичным образом выискивая позитивные закономерности и формулируя рекомендации ради повышения эффективности.

Андрей Кондратьев: Добавлю, что в практике «ИНЛАЙН ГРУП» накопилось немало успешных кейсов, когда заказчики сэкономили средства, время и нервы ИТ-персонала благодаря HPE InfoSight. Правда, есть ограничение: это требование подключения к Интернету, что не всегда и не всем удобно по разным причинам. Однако Primera, как и 3PAR новейших версий, предполагает делегирование части возможностей InfoSight офлайновой утилите под названием SSMC. В частности, она позволяет выявлять аномальные задержки при обращении к данным и указывать на конкретные узости в текущей конфигурации системы, включая серверы и слой виртуализации.

Расскажите о подходе «потребление как услуга» и о том, как он реализуется в HPE Primera.

Алексей Казьмин: Мы ориентируемся на запросы заказчиков и понимаем, что многие хотят в своей собственной инфраструктуре, находящейся внутри защищённого периметра, реализовывать так называемый облачный стиль потребления ресурсов: с описанием конкретных уровней доступности по обслуживанию данных в привычных терминах SLA, с соответствующими гарантиями поставщика услуги и его ответственностью, с удобным управлением через программируемые интерфейсы, с постоянным расширением возможностей (в обновлениях той же Primera мы регулярно добавляем функциональные возможности, не требуя за то дополнительной платы) и с оплатой по мере использования.

Многим заказчикам такая модель представляется привлекательной, удобной и понятной, но пользоваться только публичными облаками они не могут. Так вот, для тех, кому хочется видеть подобный подход реализованным на локальной инфраструктуре хранения либо в гибридном (с элементами публичного и частного) облаке, для инфраструктуры НРЕ мы предлагаем новый сервис GreenLake с оплатой по мере использования. Его особенность в том, что он реализует учёт фактически эксплуатируемой заказчиком инфраструктуры — ведёт её мониторинг и подсчитывает загрузку ресурсов за определённый промежуток времени. В итоге заказчик оплачивает только ту ёмкость СХД, которую потребил за отчетный период. При этом физически на развёрнутом у него оборудовании может быть значительно больше доступной ёмкости с расчётом на непредвиденно ресурсоёмкие задачи, которые могут вдруг появиться.

Какие заказчики в России нуждаются в СХД для критически важных приложений? По каким критериям они останавливают свой выбор именно на HPE Primera?

Андрей Кондратьев: «ИНЛАЙН ГРУП» работает с заказчиками энтерпрайз-уровня практически из всех отраслей: это банки, предприятия ТЭК, производственные компании, ритейл и прочие крупные компании, которым необходимо гарантировать бесперебойную работу их бизнес-критичных приложений. Для них уникальность HPE Primera, на наш взгляд, в том, что эта СХД совмещает высокую доступность, надёжность и непрерывность функционирования с удобством развертывания и эксплуатации. У администратора такой системы есть возможность легко ею управлять и отслеживать происходящее с дисковым массивом, при этом опираясь на «подсказки» встроенного искусственного интеллекта InfoSight. При этом сам дисковый массив Primera с лёгкостью «апгрейдится» без остановки и перезагрузки СХД.

Валерий Ковба, начальник УИТ ПАО «Северский трубный завод» (входит в состав Трубной Металлургической Компании) так комментирует выбор HPE Primera:

— На СТЗ в 2014-2015 гг. были развернуты дисковые массивы HPE 3PAR в ЦОД и РЦОД, которые предоставляли дисковые ресурсы для виртуальной платформы VMware. Функционал Peer Persistence обеспечивает высокую доступность данных, а поверх развернут VMware Metro Storage Cluster, объединяющий оба ЦОДа. В этой высокодоступной среде работают наши особо критичные информационные бизнес-системы.

Когда мы стали рассматривать варианты замены устаревшим и снимающимся с поддержки СХД HPE 3PAR7200, сразу обратили внимание на HPE Primera. Ведь замена дисковых массивов должна быть произведена без прерывания бизнес-сервисов, без downtime и серьезной перенастройки платформы виртуализации.

Новая НРЕ Primera использует те же технологии, что и существующие дисковые массивы, и все требования по миграции могут быть легко реализованы. А с учетом дополнительных возможностей, которые предоставляет Primera — InfoSight, доступность, надёжность, удобство администрирования и многое другое — выбор для нас стал очевиден.

Подчеркну, что критерии выбора системы хранения для бизнес-критичных приложений — это, прежде всего, высокая доступность, надёжность, простота и удобство использования. Primera отвечает этим критериям за счёт таких архитектурных особенностей, как модульность, многократное резервирование одновременно работающих контроллеров, возможность реализации метрокластеров и репликации данных между дисковыми массивами с внешним арбитражем, а также с практически безграничным простором для модернизации самой СХД. Добавлю также, что у НРЕ, по нашему опыту, одна из самых продвинутых служб сервиса и поддержки. Этот критерий тоже чрезвычайно важен для многих заказчиков.

Важно понимать, что удовлетворённость заказчика — одна из важнейших задач для нас как для интегратора, и с этой точки зрения HPE Primera — оптимальный и продуманный выбор на сегодняшний день. Отметим, решение InfoSight не просто снимает часть нагрузки с администраторов СХД, экономя время и средства, но создаёт у заказчика психологически значимое ощущение того, что система сама неустанно заботится о нём, стараясь обеспечить максимально бесперебойную работу его дискового массива.

Сервис GreenLake, в свою очередь, позволяет заказчику планировать свои потребности в ресурсах на перспективу, закладывать их в программу развития, точно зная, что позже он с минимальными издержками сможет позволить себе эксплуатацию более требовательных к «железу» бизнес-приложений.

Вы упоминали ответственность поставщика услуги перед заказчиком. Что вы имели в виду относительно HPE Primera?

Алексей Казьмин: Прежде всего это гарантия эффективной ёмкости. Поясню, как эта гарантия работает. Заказчик пишет нам официальное письмо, в котором определяет суммарную ёмкость своих данных и их структуру, где, условно: 100 Тб — общая ёмкость СХД, из которых 50 Тб запланировано на SQL-сервер и 50 Тб на файловый сервер. Эти данные загружаются в наш официальный конфигуратор (кстати, доступный партнёрам), который выдаёт, что, скажем, в данном случае заказчику можно гарантировать коэффициент сжатия данных, опять-таки условно, 2:1. То есть ему нужно 50 Тб «сырой» ёмкости СХД вместо 100. После этого НРЕ отправляет заказчику официальное письмо с выполненной оценкой и обязательством, что если реальная потребность в «сырой» емкости для хранения данных, точно соответствующих заявленной спецификации, окажется выше наших расчетов, то НРЕ бесплатно добавит системе хранения данных клиента ресурсов в виде дополнительных дисков. Ни заказчик, ни партнер никаких рисков не несут.

И хотя подобная гарантия сегодня на рынке не редкость, у предложения НРЕ есть два важных отличия. Мы указываем не эфемерный коэффициент, который непонятно от чего считается, а четко прописываем, какую именно эффективную емкость получит заказчик. Второе. У НРЕ и у наших сервисных партнёров есть обширные складские запасы накопителей по всей России, так что мы можем для каждого — принимая в расчёт, где именно размещена его СХД — гарантировать конкретные сроки доставки недостающих дисков. Например, мы гарантировали одному из заказчиков доставку дисков в Новосибирск, Иркутск и ещё несколько городов в течение трех рабочих дней. Такое, по его словам, никакой другой производитель гарантировать не смог.

А кроме того — гарантия от простоев. Стопроцентная доступность данных заказчика в Primera обеспечивается при условии обязательного подключения к InfoSight в режиме онлайн (для объективного контроля системы) и соблюдения рекомендаций по установке критических и плановых обновлений. В случае, когда все условия выполнены, а простой всё же был допущен, наша специальная служба поддержки получает информацию об этом через InfoSight и сама выходит на связь с заказчиком, прося содействия в расследовании инцидента. Если выяснится, что причина простоя — неисправность массива или же применение заказчиком официально полученных от НРЕ рекомендаций, то мы как вендор принимаем на себя ограниченную материальную ответственность, обеспечивая её ваучерами для покрытия затрат компании на будущие покупки дополнительного оборудования и опций для СХД Primera через наших партнёров и дистрибьюторов. Каждый такой ваучер может составлять до 20% от стоимости системы хранения. По нашим данным, никто другой подобных гарантий доступности с материальной ответственностью на рынке не даёт. Эта программа, как мы считаем, особенно убедительно подчёркивает тот факт, что Primera является бизнес-критичной системой хранения.

ПОДГОТОВЛЕНО ITWEEK EXPERT