PwC в России представила результаты исследования «PropTech в России: Обзор практики применения BIM-технологий и инновационных решений в области проектирования». В рамках данного исследования эксперты PwC проанализировали текущий уровень использования BIM-технологий и инновационных решений в области проектирования в России и в мире.

Основные выводы исследования:

Появившиеся еще в 80-х годах прошлого века BIM-технологии и сегодня остаются одной из наиболее обсуждаемых тем в строительной отрасли. BIM привлекает внимание инвесторов и девелоперов и как инструмент, позволяющий сократить временные и финансовые затраты за счет автоматизации рутинных операций, и как инструмент наблюдения за процессами проектирования и строительства объекта в режиме реального времени, что помогает быстро реагировать и вносить в проект необходимые изменения и улучшать качество.

5-7% компаний в России, согласно информации Минстроя, использует BIM: по большей части в крупных городах и для реализации мегапроектов.

70% составил уровень внедрения BIM в Великобритании в 2019 г. — в одной из самых передовых стран по данному показателю. Согласно Национальному BIM отчету 2019 г. «UK National BIM Report», в 2011 г. значение составляло около 10%.

Олег Малышев, партнер, руководитель практики оказания консалтинговых услуг компаниям сектора недвижимости, PwC в России, прокомментировал результаты исследования: «Сегодня интерес девелоперов и застройщиков к внедрению BIM мотивирован уже не только системными изменениями и инициативой со стороны государства. Возможности BIM становятся шире — от привычного применения в проектировании технология движется в сторону комплексного инструмента и источника ценной информации, которая может использоваться на всех этапах жизненного цикла объекта как для внутренних целей бизнеса, так и при взаимодействии с конечным потребителем. И в будущем данный функционал станет еще более востребованным. Кроме того, в условиях неопределенности компании, которые начали процесс цифровизации раньше, находятся в выигрыше: они могут не только перевести продажи и обслуживание клиентов в онлайн, но и благодаря BIM-технологиям минимизировать нахождение команды проектировщиков и менеджеров на строительной площадке, а также имеют ценный опыт управления удаленными командами».

Анна Данченок, директор, руководитель практики стратегического консультирования в секторе недвижимости, PwC в России, добавила: «Несмотря на низкий в среднем уровень распространения PropTech в России, BIM-моделирование — один из самых распространённых сегодня инструментов. Не до конца ясен только экономический эффект — ведь затраты на начальном этапе достаточно существенные. Стоит ли внедрять технологию, если ее польза все еще не всегда сопоставима с инвестициями? Именно этот вопрос мы постарались раскрыть в интервью с представителями отрасли, которые уже успели его оценить. Ответ простой — если проект масштабный, нетиповой и потенциальная ошибка в нем может впоследствии привести к значительным потерям на стадии строительства или эксплуатации — безусловно, стоит, и уже сейчас. Однако бесспорно и то, что в ближайшие годы BIM будет внедрен уже повсеместно, а полноценный эффект будет оценен массой людей, причастных и к функционированию уже готовых объектов».

Сергей Пауков, директор департамента инженерных и мультимедийных систем IT-компании КРОК, прокомментировал наиболее перспективные направления развития BIM в Москве и в России в целом: «По нашим прогнозам, в 2020-м году в Москве и крупных российских городах все активней будут использоваться информационные модели на этапе эксплуатации объекта. За последние годы BIM-технология стала важным инструментом при проектировании и строительстве жилых комплексов, аэропортов и промышленных предприятий. Основное направление развития — интеграция BIM-модели с системами Facility Management и BMS (Building Management System). Это позволяет контролировать техническое обслуживание инженерных систем и всего используемого оборудования, планировать профилактические и регламентные работы, взаимодействовать с подрядчиками. Особенно такой подход актуален в ситуации, когда технический персонал в здании часто меняется или сервисные функции отданы на аутсорс. Все данные хранятся в цифровой платформе, и новые сотрудники без потери времени получают к ней доступ».