Термин IoT (Internet of Things, Интернет вещей) мало понятен широкой публике, а непонимание ведет за собой ошибку восприятия, которая очень распространена. Более того, стандартные определения, как в Википедии, не помогают истинному прогрессу, стоящему за IoT.

Основываясь на нашем опыте, считаю, что Интернет вещей должен заниматься не технологиями, а данными, которые генерируются для создания новых сервисов и решения реальных проблем. Интернет вещей может работать, только если мы сможем создать полную цепочку поставок данных «сенсор — передача данных — визуализация — действия», и сделать получение этих данных дешевым. Чтобы сделать ее еще более эффективной, нам необходимо снизить цену всей цепочки начисления стоимости, высвободить больше вариантов использования.

В сфере IoT сейчас есть ряд объективных проблем, которые порождают определенные стереотипы в сознании большинства людей о том, что Интернет вещей сложен и весьма затратен. Я постараюсь показать, как можно серьезно упростить основные из них и сделать так, чтобы всем было хорошо.

Сложные технологии

Задайте себе вопрос: «Нужен ли мне холодильник, подключенный к Интернету?»

Вы, скорее всего, ответите «нет».

А если я задам вопрос по-другому: «Хотите ли вы получать аналитику потребления продуктов из холодильника на свой телефон, количество раз открытия и закрытия, иметь возможность заказывать овощи и молочные продукты, когда они заканчиваются через мобильное приложение?»

Здесь вы уже, вероятно, ответите «да», но поинтересуетесь о стоимости.

Тут есть один интересный момент. Спектр функциональности «умного» холодильника может быть очень большим. Тогда ежемесячная цена подключения к Интернету, как и сам холодильник, будут дорогими. Оправдана ли в таком случае высокая цена за технологию?

Мы считаем, что подключение к Интернету вещей имеет смысл, когда стоимость соединения будет дешевле, чем потраченные на подключение время и деньги.

Возьмем одну функцию для примера. Для восполнения продуктов в холодильнике достаточно одной физической кнопки, запрограммированной на определенное количество и определенный ассортимент продуктов. Например, вы можете запрограммировать эту кнопку на доставку одной буханки хлеба, бутылки молока и упаковки яиц. Вариации бесконечны. И эту кнопку можно будет перепрограммировать в любой момент.

Стоимость такой кнопки составляет около 1000 руб. и около 150 руб. в год за подключение к сети Интернета вещей. В этом примере технология выполняет свою непосредственную функцию — решение проблемы для маломобильных групп населения, пенсионеров или молодых мам.

На этом примере мы видим, что решения для наших потребностей не всегда являются очевидными. Анализ изображения внутри холодильника помог бы найти выход из этой ситуации, но хотим ли мы инвестировать в комплексную систему, готовы ли заплатить большую установленную плату, чтобы заставить ее учиться, а затем получить большой доход от использования интеллектуальной платформы, которая будет доставлять несколько заказов в неделю? Не уверен.

Простая кнопка на аккумуляторе, которую можно установить в холодильнике или в шкафу, лучше с этим справится.

Немасштабируемые решения

Согласно данным опроса Cisco, 60% проектов внедрения Интернета вещей заходят в тупик на стадии утверждения концепта по следующим причинам: срыв сроков, ограниченный внутренний опыт, качество данных, скрытые затраты и перерасход бюджета, отсутствие продуктивного взаимодействия между ИТ- и бизнес-департаментами, и самой культуры, ориентированной на технологическое развитие.

Обычно проект IoT начинается следующим образом: инженеры разрабатывают решение, которое прекрасно работает на нескольких устройствах, затем они начинают масштабировать его до нескольких тысяч и тогда начинают возникать проблемы:

  • сложность инфраструктуры экспоненциальна по отношению к количеству подключенных устройств;
  • инженеры начинают тратить больше времени на отладку транспортных платформ (возникают высокие требования к нагрузкам);

В результате никто не радуется — проект откладывают, Интернет вещей критикуют за дороговизну и сложность внедрения.

Но IoT должен работать по-другому: владельцы интернет-решений должны обеспечивать инфраструктуру и упрощать развертывание и обслуживание, гарантируя как можно меньше настроек.

Наш посыл здесь — нужно ограничить сбор данных только теми, которые, действительно, важны.

Применяя эти принципы, компании в сфере Интернета вещей смогут обеспечить клиентам возможность легкой и быстрой установки. А клиенты, в свою очередь, сосредотачиваются на трансформации бизнеса и монетизации новых процессов, а не приобретают дополнительную статью расходов.

Скрытые расходы и скрытые технологии

Как я уже говорит, IoT у многих ассоциируется с большими затратами. И часто в решениях Интернета вещей есть скрытые затраты. Сюда входит: подготовка проектной документации, отладка, проведение электричества, замена батарей, обслуживание, время, затраченное на установку и развертывание.

Сокращая технический дизайн и обслуживание до нуля (посредством обеспечения изначально длинного срока службы батареи без необходимости обновления или защиты от киберугрозы) и оптимизируя размер сообщений, IoT-компании могут снизить расходы в два раза.

Промышленные предприятия используют множество разных технологий для тех или иных процессов. Здесь есть одно правило, которому необходимо следовать — это легкость интеграции с открытыми API, чтобы тем самым обеспечить простоту эволюции технологии.

Резюмирую всё вышесказанное: Интернет вещей — это не новомодное течение в очередном витке технической революции, а практический эффективный инструмент для решения задач бизнеса.

Автор статьи — вице-президент, основатель компании «Sigfox Россия»