COVID-19 вынуждает компании принять ряд долгосрочных решений, которые направлены на повышение гибкости облачных стратегий. Это связано с тем, что традиционная онпремис-инфраструктура показала свою слабость в период действия карантина, считают опрошенные порталом InformationWeek эксперты.

В ответ на карантинные меры многие организации перевели свою операционную деятельность на удаленный режим. В качестве следующего шага они могут приступить к планированию текущих изменений в своей инфраструктуре. Вопрос о том, когда и каким образом предприятия смогут гарантированно возобновить свою деятельность на местах в том же объеме, каким он был до начала пандемии, остается открытым. Неопределенность ситуации вынуждает часть предприятий ускорить миграцию в облако и предпринять другие сдвиги в сфере ИТ, тогда как другие действуют без оглядки на происходящие изменения. Об этом говорят эксперты Unitas Global, Onica и Deloitte.

По словам вице-президента по архитектуре облачных решений провайдера облачных сервисов Unitas Global Криса Смита, текущий сценарий, когда сотрудники из разных отделов и с различными функциональными обязанностями должны работать удаленно, во многом является непредвиденным. «Многие компании считали, что располагают выверенными планами для обеспечения непрерывности бизнеса и аварийного восстановления, но, как выяснилось, они не предусматривали схемы действий в условиях вирусной пандемии», — говорит он.

Смит считает, что через несколько недель после начала карантина организации должны перепроверить информацию о рабочих нагрузках в облаке, чтобы оптимизировать их. В предыдущие годы основной проблемой многих компаний, которые обратились к облачной миграции, оказалась высокая стоимость, что побудило часть из них вернуться в центры обработки данных, но теперь изменившиеся обстоятельства стали причиной того, что они решили возобновить переход в публичное облако. Он добавил, что в настоящее время компании рассматривают схемы, которые бы позволили им более эффективно применять платформы SaaS и PaaS.

Некоторые CIO и CEO рассчитывают, что через несколько месяцев офисы вновь откроются, но они могут обнаружить, что их сотрудники не захотят приступать к работе по старой схеме. «Хватит думать о том, что все должно храниться на корпоративной машине в офисе предприятия, — утверждает Смит. — Организации сосредоточились на виртуализации серверов, хранилищ и сетей, и теперь появилась возможность донести ее до конечного пользователя устройства. Пришло время, когда об управлении мобильными устройствами должна задуматься каждая компания».

Он говорит, что организации должны разрешить сотрудникам входить в виртуальные рабочие места практически из любого места, но при этом доступ должен отвечать требованиям безопасности и корпоративным политикам. «Сейчас самое время отказаться от приобретения сотен тысяч ноутбуков и позволить пользователям использовать любое устройство на их усмотрение с одновременным безопасным доступом к инфраструктуре, независимо от того, где они находятся», — сказал он.

Некоторые компании не предполагали, что определенные сегменты их сотрудников будут работать вне офиса, говорит CTO и ИТ-консультант Onica Толга Тархан. Чтобы обеспечить их работой, им пришлось разработать модели безопасности и конфиденциальности, которые лишают сотрудников физической привязки к офису. Вероятнее всего, эта тенденция имеет долгосрочные перспективы, считает он.

По словам Тархана, компании уже получили представление о дистанционной модели работы. Целесообразность ее дальнейшего применения будет определяться гибкостью, то есть набором функций, которые она позволяет выполнять. Чем он больше — тем больше шансов, что удаленная модель работы получит долгосрочные перспективы. Обстоятельства и ранее подталкивали организации к поиску способов масштабирования и защиты своих удаленных сотрудников, но суровая реальность ускорила этот процесс. «Мы увидим, что внедрение SaaS-решений ускорится, — говорит Тархан. — Особый интерес будут представлять усовершенствования в части соблюдения нормативных требований и конфиденциальности крупным бизнесом».

Он считает, что бизнес осознает ценность операционной инфраструктуры, которая работает вне офиса. Например, предприятия, которые полностью перешли на облачную модель, больше не беспокоятся о том, как защитить своих сотрудников от воздействия COVID-19 всякий раз, когда они должны посещать ЦОДы и офисы. Он не исключает тот вариант, что рано или поздно компании поймут, что они могут найти и поддерживать рабочую силу в любом месте, а не привязываться к конкретным городам или регионам. «Мы никогда не вернемся в тот мир», — сказал Тархан.

Помимо экстренных мер, предпринятых в начале пандемии, гибкость инфраструктуры позволила предприятиям снизить риски, отмечает главный специалист по облачной стратегии Deloitte Дэвид Линтикум. Долгосрочные планы по ее поддержке могут охватывать публичное облако, мобильные компьютеры и переход на беспроводную сеть 5G. Такая инфраструктура позволяет работать в любом месте и в любое время, ее проще реализовать нативным облачных компаний. Крупные предприятия, представляющие Forbes Global 2000, скорее всего, не могут двигаться столь же проворно, как чисто облачные, но будут вынуждены сделать это. Обстоятельства уже продемонстрировали необходимость быстрых изменений вне рамок статических систем с центрами обработки данных.

По словам Линтикума, последствия пандемии указали на определенный недостаток традиционной инфраструктуры, который некоторые организации будут стремиться устранить. «Теперь онпремис — это персона нон грата, потому что именно здесь возникают слабые места», — полагает он. Хотя корпоративные ИТ-ресурсы предназначены для обеспечения высокоуровневой защиты, ситуация с коронавирусом приоткрыла их слабые стороны — они ограничивают прямой, персональный доступ к инфраструктуре, если не полностью исключают его.

Эксперт добавил, что часть компаний до начала пандемии рассматривала возможность перевода в публичное облако до 30-40% имеющейся инфраструктуры, но продление карантинных мер вынуждает их переносить туда максимально возможное количество онпремис-систем. «Я наблюдал, как за последний месяц изменилось отношение к онпремис-системам, — говорит он. — А все потому, что они находились в зданиях, в которые компании не могли вернуться».