Компания «Прозрачная логистика» для рынка транспортных ИТ-решений внедрила новую систему оплаты за пользование программным продуктом. Оплата взимается только при реально подтвержденном факте экономии, которую клиенту удалось получить в своем бизнесе с помощью данного ПО. При этом полученная экономия должна составить как минимум двойную сумму ежемесячного тарифа за пользование программой. Если клиент не сэкономит в два раза больше, чем потратит на покупку ежемесячной подписки, плата не взимается.

О запуске принципиально нового для рынка ПО вида оплаты рассказали руководители проекта «Прозрачная логистика», которые развивают в России комплекс систем аналитики и управления автопарков под единым названием. Суть новой системы оплаты в том, что клиент сперва подключается к платформе транспортной аналитики (она включает в себя электронный документооборот, электронную торговую площадку с возможностью размещения тендеров на перевозку своих грузов среди проверенного пула перевозчиков, назначать победителя и мониторить все этапы перевозки, как это происходит в схожих логистических платформах, и другие решения).

Однако оплата за пользование решением «Прозрачной логистики» происходит не по принципу комиссионного платежа от размера заказа на перевозку, как работают существующие на рынке грузовые «уберы», а только как фиксированный платеж если клиент по итогу отчетного периода (как правило, месяца) реально сэкономил на внедрении ПО, причем не меньше двукратной суммы стоимости подписки на платформу.

Факт полученной экономии устанавливается путем сравнения тех ставок на перевозки грузов, которые были у клиента до перехода на ИТ-решения и после него. Так, если средняя ставка до интеграции в «Прозрачную логистику» составляла, к примеру 100 000 рублей, а средняя стоимость перевозки, организованной с помощью платформы по итогам месяца, составила не более 60 000 рублей, то под экономией считается сумма в 40 000 рублей с каждой перевозки. И хотя в данную разницу не заложены потенциальные накладные менеджерские расходы на организацию перевозки, они составляют не более 5-7% от суммы, поэтому вся базовая часть экономии формируется именно за счет разницы в ставках на подачу грузового транспорта за пределами и внутри платформы, обращают внимание ИТ-логисты.

Подобная форма оплаты создает еще более комфортные условия для быстрого развертывания у заказчика решений по оцифровке логистики, говорят в офисе разработчика. Данный принцип оплаты остается постоянным на все время работы в системе и не используется как маркетинговая акция. Оплата остается фиксированной: если клиент сэкономит в десятикратно большем размере, чем стоит подписка, ее стоимость так и останется на начальном уровне, прогрессивной шкалы не предусмотрено.

Коронакризис изменил систему взаимоотношений с клиентами во многих отраслях: от интернет-сервисов до тяжелой промышленности. В целях удержания клиентов и повышения их лояльности в общий для всех кризисный момент множество сервисных бизнесов во всем мире на протяжении февраля — апреля 2020 года стали предлагать льготы по пользованию своими продуктами и услугами. Одни сделали доступ к своим решениям бесплатным на время карантинных ограничений в отдельных странах. Другие предоставили дополнительную скидку или бесплатные бонусы и опции к уже действующим оплаченным тарифам, аккаунтам.

Но есть отрасли, в которых подобная трансформация привела к появлению принципиально новых моделей оплаты. Вполне вероятно, она останется востребованной и после завершения пандемии. Речь идет про автомобильную логистику. Пока одна часть игроков рынка, преимущественно занятая в e-commerce, фиксирует сверхприбыли, связанные с многократным ростом доставки до конечных потребителей, запертых в своих квартирах, другая категория перевозчиков и грузовладельцев столкнулась с тем, что их услуги временно оказались не столь нужны или их товары попросту некому возить.

Например, целый ряд непродуктовых производителей в столичном регионе оказался в ситуации, когда от работы с ними в одночасье отказались целые группы экспедиторов, резко переключившиеся в марте-апреле на перевозку в продуктовый сегмент, который испытывал нехватку машин, а потому платил больше и заказывал чаще. Это привело к определенным незапланированным расходам как у грузовладельцев, так и у перевозчиков, и, как следствие, к пересмотру принципов взаимодействия в том числе и со своими ИТ-подрядчиками, внедряющими системы управлениям предприятими (ERP-, TMS- системы).

Классическая система программного обеспечения как услуги (software as a service) вдруг оказалась для клиентов не самой эффективной. Объем задач, выполняемых в программе сократился, а оплачивать аккаунты все равно нужно. Даже с учетом скидок или бесплатных месяцев многие системы для аналитики транспортных процессов еще существенное время после пандемии будут вызывать вопросы в своей эффективности, ведь экономия за счет оптимизации логистических цепочек грузовладельцу нужна максимально быстро, а инструменты по ее достижению должны быть прозрачными.