Глобальная пандемия в первом полугодии нанесла удар по здоровью людей и по экономике практически всех стран, однако она не смогла изменить ключевые технологические тенденции. Более того, события последних месяцев только подтвердили тезис о важной роли ИТ в общественной и деловой жизни.

По мнению экспертов компании ЛАНИТ, уже сейчас, несмотря на летнее затишье, компании-заказчики начинают активно изучать возможности модернизации и развития своих ИТ-систем, в том числе с учетом опыта удаленной работы в режиме самоизоляции, с целью как повышения эффективности уже используемых, так и внедрения новых решений. Это в полной мере относится и к средствам управления корпоративным контентом, которые стали в последние годы ключевым ИТ-направлением для большинства предприятий. Своим видением тенденций развития этого рынка ведущие эксперты «ЛАНИТ» поделились в конце июня на традиционной ежегодной клиентской ECM-конференции, которая на этот раз прошла в новом формате — онлайновом и открытом для всех желающих.

Как отметил директор департамента систем управления документами ЛАНИТ Александр Родионов, пора реализации новых ECM-проектов, когда компании только начинали заниматься автоматизацией управления документами, уже закончилась: «Современный этап — это модернизация и развития того, что уже сделано, расширение сферы применения, повышение эффективности ИТ, но при этом как вариант движения в этом направлении достаточно часто приходится менять уже используемые технологические решения на другие».

По его словам, заказчик стал более знающим — как в плане более глубокого понимания своих задач, так и того, какие инструменты и платформы представлены на рынке. Он имеет возможность выбирать, делает это достаточно квалифицированно, и потому для обеспечения успеха своего бизнеса системный интегратор должен иметь в своем арсенале достаточно широкий спектр предложений. ЛАНИТ в сфере ECM исторически выступает в двух амплуа — разработчика ПО и внедренца, но во второй роли предлагает не только собственные разработки (LanDocs, DocsHouse, система корпоративного поиска), но и ПО ведущих мировых вендоров (OpenText/Documentum, IBM).

Говоря об анализе состояния рынка, Александр Родионов предложил различать «перспективные» и «рыночные» тренды, имея в виду под первыми те, которые имеют скорее стратегическую направленность, но сегодня и в видимой перспективе не играют заметную роль, а под вторым — те, которые востребованы потребителями уже сегодня и за которые они готовы платить реальные деньги. Так, например, хотя разговоры о применении технологий искусственного интеллекта, чат-ботах и глубокой аналитической обработке ведутся уже несколько последних лет, в действительности «рублевый интерес» к ним пока находится на незначительном уровне. «Проекты с использованием качественно новых технологий очень важны, они готовят фундамент для их будущего широкого применения, мы в своей компании ведем такие проекты, но пока доля их в общей массе не велика», — отметил представитель ЛАНИТ.

По его словам, одна из главных тенденция развития российского ECM-рынка — неуклонное расширение сферы применения систем, выход востребованного функционала далеко за пределы канцелярии, охват практически все сфер деятельности предприятия. Можно с определенной уверенностью говорить, что сбылись пророчества аналитиков, которые еще 10-15 лет назад говорили, что в будущем компании будут иметь дело фактически только с двумя основными ИТ-системами — ERP и ECM. Этот тренд продолжается, можно говорить только о его усилении, заявил Александр Родионов.

Он отметил, что спецификой российского рынка является начавшийся несколько лет назад процесс импортозамещения, в котором сейчас наступает качественно новый этап. Если до недавнего времени ключевой его движущей силой были нормативные требования регулятора, то сейчас главным мотивом становится экономическая целесообразность. Российские разработчики, предлагая более привлекательные по стоимости продукты (в том числе на базе открытого ПО, интерес к которому со стороны потребителей также растет), смогли догнать своих зарубежных конкурентов по качеству и функционалу, а в чем-то — и выйти вперед.

Более того, если раньше вопрос импортозамещения в области СЭД касался в основном касался системного ПО, а для клиентской работы с собственно документами использовался фактически один зарубежный вариант (пакет Microsoft Office), то сейчас в России уже есть достойные альтернативы в виде проверенных рыночным опытом отечественных разработок («МойOфис», P7-ОФИС).

Александр Родионов также напомнил, что еще два года назад аналитики Gartner объявили о том, что на ECM-рынке уже фактически произошла смена архитектурных парадигм: вместо традиционных огромных монолитных платформ заказчики предпочитают иметь дело с решениями модульной структуры (эта концепция получила название Content Service Platform, CSP). По мнению экспертов ЛАНИТ, российские ECM-разработки (в том числе и продукты компании) развиваются именно в этом направления, демонстрируя определенные преимущества перед западными системами, изначально ориентированными на монолитную архитектуру. В этом плане весьма показательно, что новые функциональные направления, например задачи юридически значимого электронного документооборота (ЮЗЭДО) между юридическими лицами, реализуются в виде автономных решений, которые достаточно легко интегрируются с внутренними ECM-системами.

Корпоративный семантический поиск — это пример того, как перспективный технологический тренд становится рыночным, отметил Александр Родионов. О такого рода проектах специалисты стали говорить еще десять лет назад, но только сейчас объем их реализации в России стал достаточно значимым. Эксперты объясняют прогресс в этом направлении тем, что у отечественных заказчиков сформировались большие объемы разнородного электронного контента, который является необходимым условием для автоматизации задача поиска нужной информации.

Реальностью, по мнению Александра Родионова, наконец-то становится и переход к безбумажному документообороту, который в качестве целевой задачи был обозначен почти двадцать лет назад, но лишь сейчас «сказка становится былью» (говорить о полном воплощении этой мечты еще рано). Как это ни странно, но, по мнению аналитиков, одним из препятствий на этом пути был и остается реализуемый сегодня в нашей стране вариант электронной подписи, которая по идее должна помогать отказу от бумаги, а на самом деле в существенной мере тормозит этот процесс из-за сложности и дороговизны технологии. Тем не менее процесс перехода на электронные рельсы идет, в том числе за счет все более широкого применения облачной электронной подписи и так называемых «штампиков» (визуальная замена ручной подписи данными электронной подписи).

И, наконец, еще одна тенденция ECM-рынка — быстро растущее число проектов по созданию электронных архивов. Впрочем, говоря об этом, Александр Родионов отметил некоторое «лукавство» данного термина, так как под ним сегодня понимается как минимум три класса задач, хотя и взаимосвязанных, но всё же разных. Парадоксом тут является то, что в классическом архивном направлении, когда речь идет о долгосрочном хранение документов, как правило уже не используемых в текущей деятельности компаний, на сегодня достигнуты минимальные результаты. Наибольшие успехи получены в сфере создания операционных архивов — единых хранилищ электронных документов, с которым работают самые различные ИТ-системы предприятия.