О том, насколько доступны современные технологии и решения для оптимизации бизнес-процессов и как бизнес цифровизируется в условиях пандемии коронавируса, рассказал Евгений Горохов, исполнительный директор M1Cloud (Stack Group).

Ситуация с коронавирусом показала, что даже самые прогрессивные компании, которые уже цифровизировались, не могут предсказать все возможные риски для бизнеса. Хотя они оказались более готовыми к новым вызовам, чем те, которые откладывали внедрение технологий и онлайн-сервисов. Сейчас, когда первая волна прошла, и будет ли вторая волна не известно, весь бизнес всё равно вынужден отрабатывать возможное повторение ситуации удаленной работы — кто-то внедряет с нуля необходимые ИТ-решения, кто-то просто оптимизирует, имея уже реальные результаты использования таких решений.

После отмены ограничений часть компаний оставила сотрудников работать удаленно, часть компаний оценила преимущества новых онлайн-сервисов и приложений и не хочет от них отказываться. Но главное, отныне и навсегда в моделях риск-менеджмента появился новый риск, который придётся учитывать.

Большая часть компаний в России оказалась не готова к организации безопасной удаленной работы и к работе с клиентами онлайн. Им пришлось в сжатые сроки — искать и внедрять необходимые технологии, выделять незапланированные средства на оборудование, ПО, лицензии и т.д. Многим так и не удалось внедрить профессиональные безопасные решения, и им пришлось использовать публичные облака и обычный интернет просто, чтобы бизнес совсем не остановился на период самоизоляции.

Выявилась массовая неготовность к профессиональной организации удаленной работы. Бизнес понял, как сложно в сжатые сроки внедрять новые решения: внеплановая потребность в дополнительных вычислительных ресурсах, отсутствие свободных серверов, отсутствие необходимого ПО для удаленных рабочих столов, выход из корпоративного контура и нарушение регламентов безопасности, а также элементарно отсутствие необходимых компетенций у внутренней ИТ-службы.

Таким образом, наиболее подготовленными оказались ИТ-емкие компании, которые и раньше успешно применяли удаленку.

Единственным доступным комплексным решением для оперативной организации удаленной работы — стали облака. Услуги профессиональных сервис-провайдеров пользуются большим спросом — у нас большой рост запросов за второй квартал, и они стали разнообразнее. Есть уверенность в том, что в этом году спрос будет расти более интенсивно, чем в прошлом году, и сохранится еще несколько лет.

Однако уровень проникновения облачных технологий неоднородный и недостаточный. В Москве доступность облачных сервисов сыграла неоценимую роль в поддержке бизнеса, который получил сервисы от профессиональных сервис-провайдеров, их доступ к поддержке от вендеров и софтверных компаний, профессиональную техническую поддержку провайдера, высокий уровень SLA, который зачастую выше, чем внутри компании, а также доступ к целому спектру облачных решений, в том числе в катастрофоустойчивом исполнении и в контуре, защищённом в соответствии с законом об обработке персональных данных.

В регионах компаниям пришлось сложнее, учитывая низкое проникновение интернета и отсутствие большого количества профессиональных участников облачного рынка. Но там, где доступ в интернет есть, многие компании пользовались публичными облаками или придумывали, как организовать работу без доступа к корпоративной инфраструктуре. Хотя сейчас, проанализировав все возможности в более спокойном режиме, эти компании поняли, что можно получить доступ к высоконадежным облакам от профессиональных сервис-провайдеров, не в регионе расположения компании, а, например, в Москве, потому что облака только условно привязаны к определенной локации, а доступ к ним возможно получить из любой точки мира — сейчас бизнес может стать по-настоящему территориально независимым. Помимо этого, в условиях пандемии многим консервативным компаниям пришлось отказаться от своих взглядов на ненадёжность облаков и того, что необходимо знать, где конкретно, в каком дата-центре, располагаются их виртуальные сервера.

В течение июня-июля был виден возрастающий спрос со стороны среднего и крупного регионального бизнеса, также M1Cloud зафиксировала рост трафика из регионов с апреля по июль от удаленных подразделений наших клиентов.

В стремлении минимизировать риски, подобные кризису в период пандемии, сейчас бизнес начал тестировать решения сразу нескольких провайдеров, в разных локациях и на разных облачных платформах. Такой подход позволит выбрать оптимальные технические решения или использовать мультиоблачную модель потребления, что повысит отказоустойчивость, а также возможность выбирать облачные предложения под отдельные задачи.

Облачные решения теперь становятся обязательной частью ИТ-инфраструктуры компаний. Гибридная инфраструктура теперь норма, облачная часть обеспечивает гибкость бизнесу, скорость развертывания сервисов, масштабируемость в периоды пиков. Новый опыт вынудил протестировать возможности облаков, осознать их фундаментальную надежность, которая превышает надежность собственной инфраструктуры и безопасность решений. Так, для крупных распределенных компаний облако дает возможность проводить апгрейды сразу для всей инфраструктуры, всех подразделений, в отличии от физической инфраструктуры, размещенной в удаленных дата-центрах, таким образом скорость устранения проблем с кибербезопасностью намного быстрее в облачной архитектуре. Что касается сбоев, то во внутренних корпоративных информационных системах они происходят не реже, а возможно и чаще, чем в облачных сервисах, которые обеспечены максимальным резервированием.

Важным фактором антикризисной популярности облаков стала возможность брать нужное количество ресурсов, когда это необходимо, и отказываться от них — оплачивая только периоды потребления. Такой подход позволяет использовать вычислительные мощности на 100%, в отличии от on-premise решений.

Для перехода в облако компаниям не требуется глубокой экспертизы в сфере виртуализации. Облачный провайдер обладает всеми необходимыми инструментами и компетенциями для бесшовной миграции ИТ-инфраструктуры компании в облако, освобождая внутренние службы бизнеса для профильных задач.

Кризис, вызванный пандемией, поднял вопрос цифровизации не только на уровень бизнеса, но и на уровень государства — государственные органы также испытали определенные сложности в работе. Теперь формируются новые меры поддержки ИТ-отрасли, которые вместе с нацпроектом «Цифровая экономика», будут хорошим стимулом, ускоряющим внедрение технологий. Возможно, в другой непредвиденной ситуации переход на удаленку будет занимать несколько часов, а не несколько недель, благодаря профессиональным ИТ и телеком-решениям, позволяющим обеспечить безопасность и непрерывность операционных процессов при сохранении коммуникации сотрудников, а главное возможность удаленной совместной работы и быстрого обмена данными без потери контроля. Создание программ обучения для подготовки кадров для новой цифровой экономики позволят ускорить цифровую трансформацию в России.