Важный цифровой и культурный урок этого года заключается в том, что многие люди могут работать без привязки к определенному месту. Успешные компании подтверждают, что сотрудники должны обладать такой возможностью, пишут на портале ZDNet главный цифровой евангелист Salesforce Вала Афшар и вице-президент этой компании Карен Манжиа.

Иеремия Оуян со своим 6,7-м трейлером Airstream «Sport», припаркованным на заднем дворе, — само воплощение переходного периода и способности работать из любого места. Оуян — отраслевой аналитик из Кремниевой долины, который помогает своим клиентам решать вопросы по улучшению взаимодействия с пользователями при помощи новых технологий. Он известен своим скрупулезным вниманием к деталям, тщательным анализом и обоснованными выводами. Если до пандемии независимый консультант по технологиям еженедельно мог пролетать несколько тысяч миль, то теперь он сократил свои перемещения до 29 шагов в день. Его «виртуальная ключевая сцена» и «конференц-зал для руководства» обладают высокой пропускной способностью и не отвлекают внимание.

Сидящего между кольцевыми светильниками, микрофоном в петлице, веб-камерой и 30-дюймовым монитором Оуяна легко принять за телевизионного репортера, который рассказывает о каком-то сенсационном событии. Впрочем, в некотором смысле он им и является, рассказывая о том, как быстро развивается модель работы будущего и что каждой компании стоит подумать над тем, как взрастить культуру работы из любого места. Сотрудники все больше хотят, чтобы эта модель была гибридной, то есть чтобы они могли рассчитывать на гибкие варианты работы из дома, офиса или совмещать эти варианты. Как организации планируют реагировать на эти пожелания?

Подготовьтесь к переходу

«Одна компания, с которой я работал, не была готова к работе на дому, — вспоминает Оуян. — Она отправила сотрудников домой без четкого плана в отношении коммуникационных инструментов, процессов, обучения или подходящего ПО. У компании отсутствовала культура дистанционной работы, и из-за этого сотрудники испытывали неудобства. Сделав организационные выводы, компания организовала обучение своих руководителей правильному обхождению с цифровыми инструментами, чтобы они могли подавать пример своим сотрудникам».

Применяйте полученный вами в процессе перехода опыт, чтобы скорректировать коммуникационные стратегии, а также инструменты и процессы. В качестве подготовки к нему вы должны развивать культуру доверия и ответственности. В цифровой экономике рост является синонимом актуальности и скорости, с какой создается ценность/продукт. Чтобы достичь оптимальной скорости, вы должны спроектировать движение. Лучший способ сделать это — не ограничивать свой персонал физическим местоположением.

Развивайте культуру возможностей

«Самые успешные компании предпочитают избегать микроменеджмента, разделяя совместную группу сотрудников на более мелкие независимые группы, чтобы они эффективнее справлялись с поставленными задачами, — говорит Оуян. — Например, Amazon издала 14 руководящих принципов, в которых излагаются основные доктрины компании — предпринимательство, качество работы и переход к действию, поэтому сотрудникам не нужно дожидаться подробных разъяснений со стороны руководства. Это пример налаженной культуры сотрудничества, чтобы сотрудники могли работать из дома в автономном режиме. Начните с малого, дайте сотрудникам возможность общаться по нескольким каналам: при помощи текстовых сообщений, звонков, видео, аудио, а также асинхронных вариантов для работы в реальном времени, таких как документы для совместной работы».

Я считаю, что культура — это то, что происходит, когда менеджер закрывает за собой дверь комнаты. Как ведут себя ваши сотрудники в отсутствии авторитета? Правильно ли они поступают? Когда вы работаете дома — вы ни от кого независимы и можете наслаждаться общением с заинтересованными лицами без ежедневного общения со своими руководителями. Культура возможностей означает, что у всех сотрудников на каждом уровне есть правильное мышление, настрой, инструменты и свобода действовать в соответствии с основными ценностями и руководящими принципами своей компании. Взращивание культуры возможностей предполагает принятие гибридной модели возобновленной работы офиса — возможности работать как дома, так и в офисе. Управление сменами, отслеживание контактов и мониторинг состояния здоровья при социальном дистанцировании более эффективны, если компании снизят интенсивность посещения офиса путем внедрения гибридной модели работы.

Наем сотрудников «по требованию»

Чтобы найти гибкие варианты работы для своих сотрудников, запустите пилотную программу по найму ограниченного числа сотрудников «по требованию» (индивидуальные подрядчики и фрилансеры). «Компании привлекают рабочую силу по требованию, а не просто полагаются на штатных работников, — объясняет Оуян. — Существует множество маркетплейсов, которые позволяют предприятиям привлекать специалистов по требованию — маркетологов, дизайнеров, программистов, исследователей и рабочих для специфических задач. Работники, которые участвуют в этой экономике свободного заработка, сами распоряжаются своим временем, управляют своими судьбами и ставками в обмен на сохранность заработной платы в полном размере с дополнительными выплатами».

Инвестируйте в удержание сотрудников

«Свободные от ежедневного посещения офисов, сегодня работники, которые ранее проживали в больших, дорогих и густонаселенных городах, переезжают в пригороды, — говорит Оуян. — Они наверняка будут искать дома с отдельными офисами. Конечно, в некоторых компаниях прижилась культура ежедневного посещения офиса, поэтому их сотрудникам не останется ничего иного, кроме как продолжить эту традицию. Однако у тех работников, которым не нравится подобный стиль работы, появится больше возможностей найти работодателя, который предлагает удаленную или гибридную модель работы».

Дистанция — не помеха социализации

«У сотрудников должны быть способы и время для общения в цифровом формате, — говорит Оуян. — Это могут быть обычные „счастливые часы“, внутренняя социальная сеть, встречи в виртуальном мире или игре, где люди могут общаться. Социализация не только создает столь необходимые социальные связи между людьми, но и является благодатной почвой для зарождения новых идей, роста и побуждает к действию». Что касается дохода, добавляет он, вы даже можете заработать больше, работая из дома — все зависит от меняющейся экономики, вашего местоположения и характера работы.