Gartner считает, что перезапуск должен осуществляться в три этапа: реагирование, восстановление, обновление, пишет портал Information Age.

По мере прохождения пандемией Covid-19 различных фаз лидеры бизнеса должны перезапустить свои стратегии и обеспечить устойчивость, утверждает Gartner. Им необходимо принять стратегические решения, которые в будущем приведут к обновлению компаний.

«Происходит перезапуск рабочей силы и самой работы, перезапуск взаимоотношений между сотрудниками и перезапуск экосистемы бизнеса. Пандемия оказала глубокое негативное воздействие на бизнес, но для некоторых счастливчиков оно было позитивным, — сказал Крис Говард, руководитель исследований в Gartner. — Для некоторых лидеров пандемия уничтожила стратегию, но дала бесценный опыт. Пришло время собрать руководство и использовать полученный опыт, чтобы переконфигурировать бизнес и операционные модели применительно к новой реальности».

Три этапа перезапуска бизнес-стратегии

Gartner выделяет три этапа, через которые должны пройти лидеры бизнеса, чтобы перезапустить свою бизнес-стратегию.

1. Реагирование

Немедленные действия сосредоточены на обеспечении безопасности людей и поддержании важных бизнес-функций. Этот сравнительно короткий период характеризуется большими и потенциально хаотичными усилиями, важнейшие из которых можно сравнить с наложением временной повязки, чтобы остановить кровотечение.

2. Восстановление

Это время более организованных и скоординированных действий с целью стабилизировать операции. Оно будет более продолжительным. Важнейшие действия включают разработку плана восстановления состояния, которое можно будет масштабировать, и определение необходимого для укрепления позиций, рефакторинга, открытия бизнеса в новом виде, найма новых специалистов, пересмотра бюджета и поставок.

3. Обновление

Это продолжительный период, который характеризуется длительным осуществлением стратегических мероприятий по всей организации. Главным будет найти новые способы организации операционных процессов и потоков работ, которые можно будет повторять и масштабировать, а также использовать полученные на более ранних стадиях уроки и зародившиеся шаблоны для объединения на новой основе и продвижения вперед.

Gartner подчеркивает, что эти фазы не последовательно сменяют друг друга, а могут перекрываться. Говард считает, что в период резких революционных изменений можно задуматься об обновлении, даже когда происходят реагирование и восстановление. Для руководителей это не просто возможность, а необходимость.

Успешный перезапуск необходим также для обеспечения устойчивости организации. Если она минимизирует свои слабости и усилит сильные стороны своего бизнеса и операционной модели, ей будет легче пройти через новые испытания.

«При отсутствии вакцины или лекарства от Covid-19 за восстановлением деловой активности легко может последовать новый раунд реагирования, восстановления и обновления. Поэтому необходимо быстро извлечь уроки и внести устойчивые изменения в модели бизнеса и операций», — заявил Говард.

Создание устойчивой модели бизнеса

Для создания устойчивой модели бизнеса руководителям следует определить, как кризис вызвал перенапряжение и разрушение имевшихся моделей, и где в результате искать риски и возможности.

Gartner рекомендует старшим и функциональным руководителям совместными усилиями разработать гибкий, основанный на использовании различных вариантов протокол сценарного планирования, который можно будет использовать для выявления важных неопределенностей и оценивать их значение для ближайшего и отдаленного будущего организации.

На третьем этапе, этапе обновления, руководителям следует воспользоваться возможностью перезапустить или перестроить модели бизнеса и операций применительно к новой реальности. Среди описанных Gartner вероятных действий после пандемии ремасштабирование, переоценка, сокращения и увольнения.

«У некоторых пандемия вызвала такое перенапряжение моделей бизнеса и операций, что они потерпели крах. В конечном счете, организации навсегда ограничат некоторые виды деятельности или полностью от них откажутся. В частности, передадут некий потенциал для ведения бизнеса экосистеме (например, в виде SaaS), откажутся от какого-то продукта или услуги. В некоторых случаях эти меры давно назрели, — продолжил Говард. — Другие могут создать себя заново за счет перенацеливания своего потенциала. Вспомните о государственных центрах обслуживания, которые вынуждены были предоставлять свои услуги дистанционно. Они могут отказаться от некоторых физических центров и сосредоточиться на открытых ими цифровых возможностях. Однако другие, такие как перешедшие на цифровую технологию подразделения организации, могут постоянно масштабироваться».