Новый доклад Forrester «The New, Unstable Normal: How COVID-19 Will Change Business And Technology Forever» показывает: чтобы выжить в ближайшие 10 лет, компаниям необходимо переориентировать свою стратегию с эффективности на гибкость, сообщает портал ZDNet.

Проходя по пустынным улицам во время карантина, на дверях ресторанов и магазинов часто можно было увидеть вывеску «Закрыто на ремонт». Многие заведения решили извлечь максимум пользы из сложившейся ситуации и наконец-то произвести столь необходимые работы, которые они спокойно игнорировали в течение многих лет, от перекраски стен до замены старой мебели.

В своем новом докладе Forrester пишет, что все компании должны придерживаться аналогичного подхода, пересмотреть свои процессы и подготовиться к следующему десятилетию.

По словам одного из авторов доклада, аналитика Forrester Лоры Кётцли, многие компании сумели сохранить свой бизнес на плаву на протяжении нескольких месяцев после лихорадочного перехода на удаленную работу в первые недели кризиса. Но не время прохлаждаться.

Некоторые компании достигли стабильного положения и решили, что теперь они могут выждать и посмотреть, что будет. А множество компаний двинулись вперед с намерением не упускать новые возможности.

«Они думают: „Гляньте, наши финансы в ужасном состоянии, никто не ожидает, что в следующем квартале у нас будут отличные показатели, так что мы можем потратить некоторое количество времени и денег и сделать то, что нам действительно необходимо“. Мы бы сказали, что этот путь лучше», — добавила Кётцли.

Что им необходимо сделать, по мнению Forrester, так это выучить уроки, преподанные COVID-19. 2020-е, видимо, станут периодом неопределенности, и успеха добьются те компании, которые могут адаптироваться к любой неожиданной чрезвычайной ситуации.

В докладе Forrester делается предположение, что на протяжении десятилетия мир будет жить с COVID-19. Но нынешняя пандемия является не единственным потенциальным кризисом. Ожидаются вспышки и других заболеваний, вызванные изменением климата катастрофы и даже геополитическая непредсказуемость.

В таком контексте, считает Кётцли, компаниям следует радикально пересмотреть свои приоритеты. Если они привыкли стремиться к эффективности, то руководящим принципом ближайшего десятилетия будет гибкость.

«Чего вы хотите, так это некоторого ослабления в системе, — сказала Кётцли. — Цепочки поставок, которые мы создали в прошлом десятилетии, ориентированы на эффективность. Но в такой среде, где все быстро меняется, вы должны иметь возможность производить изменения, не создавая запретов, а это означает временное ослабление оптимизации».

Хорошая новость в том, что уже несколько месяцев назад из-за пандемии большинство компаний были вынуждены перейти к передовой практике удаленной работы. Теперь у этих организаций есть два варианта. После отмены карантина они могут вернуться к прежней организации работы, а могут оттолкнуться от вызванных пандемией изменений и решить задачу полной модернизации.

В качестве примера правильных действий Кётцли привела ведущую пивоваренную компанию Carlsberg. Предвидя объявление карантина, руководство этой датской фирмы активировало полноценный кризисный режим и создало пять команд, которым предстояло провести бизнес через кризис. Кроме того, они должны были с первого дня начать думать, что ожидает всех после COVID-19.

Первая команда обязана была обеспечить непрерывную удаленную работу. Остальные четыре должны были думать о будущем. Одна изучала наилучшие способы использования обусловленного пандемией замедления темпов развития для совершенствования бизнеса в целом. Другой поручалось выявить среди используемых во время карантина технологий те, которые можно применить после кризиса. Например, цифровые подписи или управление портфелями проектов.

Четвертой команде надлежало изучить процессы и определить, как повысить скорость и гибкость операций, используя уроки COVID-19. Наконец, была создана команда для анализа управления поставками. Она должна была определить устойчивость и надежность цепочек поставок и диверсифицировать поставки, чтобы в будущем они были менее подвержены воздействию кризисов.

Forrester называет и другие решения, которые могут принимать лидеры бизнеса, чтобы опередить конкурентов. Обязательным является перенос старых систем на новую платформу и замена их современными более гибкими облачными системами, а также использование передовых методов управления рисками на базе технологии и оценка рисков сторонней компанией.

«Многие фирмы применяли для планирования популярные электронные таблицы, и будем надеяться, что такой подход больше не работает, — сказала Кётцли. — Компании, которые станут более гибкими, чтобы отреагировать на следующий системный шок, каков бы он ни был, окажутся в гораздо лучшем положении».

Фирмам следует сократить свою чрезмерную зависимость от офшорных разработок и аутсорсинга в уязвимых регионах, приветствуя при этом автоматизацию и ИИ для устранения неэффективности, говорится в докладе.

Но одним из не требующих больших затрат решений, которое компании могут принять уже сейчас для повышения своей приспосабливаемости, является твердая поддержка и стимулирование удаленных работников. Действительно, легко увидеть, почему компании, сделавшие своим идеалом «работу где угодно», легче чем другие перенесут следующий глобальный шок, который вновь заставит сотрудников покинуть офисы.

Представляется, что большинство компаний сознают необходимость масштабных изменений. Forrester предполагает, что в ближайшие пять лет фирмы избавятся от более чем четверти офисных площадей в городских центрах.

Недавнее исследование другой ИТ-компании, Riverbed, показало, что 72% руководителей бизнеса в следующем году планируют дополнительные инвестиции с целью гарантировать поддержку продуктивной удаленной работы.

Однако цифровая трансформация, о которой говорят аналитики Forrester, является не таким простым делом. Некоторые компании, вероятно, изберут другой путь. Особенно в тех случаях, когда лица, принимающие решения, не будут испытывать большого давления с целью добиться перемен.

«Если вы работаете в секторе, который не был особенно сильно затронут пандемией, вы испытаете соблазн воспользоваться краткосрочными выгодами и этим ограничиться», — сказала Кётцли.

Аналитики напомнили о клиенте, работающем в области наук о жизни, команда которого была «безумно занята» в последние месяцы, проводя исследования и наращивая производство. Бизнес шел хорошо, но вопреки всем ожиданиям компания обратилась к Кётцли из опасения, что может отстать от других игроков.

Аналитики разъяснили, что фирма ощущала риск самоуспокоения. Будучи вполне благополучной, она, возможно, не сконцентрировала внимание на тех проблемах, которые заслуживают этого в первую очередь. «Она обеспокоена, потому что это был не последний системный шок, — сказала Кётцли. — Может произойти новый, и вы не окажетесь в привилегированном положении благодаря сектору, в котором работаете. Так что хорошо бы вам сосредоточиться на выполнении тяжелой работы сейчас, чтобы в следующий раз вы оказались подготовлены».

Принятие таких решений потребует сильного руководства. Нынешний кризис значительно ускорил некоторые процессы, которые прежде потребовали бы нескольких месяцев или лет. Совсем недавно миллионы сотрудников были разом переведены на удаленную работу. После этого осталось не так уж много инновационных проектов, способных отпугнуть лидеров бизнеса.