Госкорпорация «Росатом» организовала выставку, посвященную развитию технологии виртуальной и дополненной реальности (VR/AR). Сама выставка также была виртуальной, и посетители с помощью своих аватаров смогли ознакомиться с разработками, которые показали возможности практического применения виртуальной реальности для решения инженерных, производственных и управленческих задач в атомной отрасли и в других сегментах российской экономики.

Созданию выставки предшествовала многолетняя работа, о которой рассказал Андрей Добрынин, руководитель центра компетенций «Росатома» по VR/AR: «Все началось в 2017-м, когда была объявлена программа цифровой экономики, и гендиректор „Росатома“ Алексей Лихачев поручил одному из предприятий „Роcатома“ — НИИИС им. Седакова — провести анализ заделов и потребностей промышленности в технологии VR/AR».

Институт приступил к созданию концепции платформы, т. е. решения, которым могли бы пользоваться все предприятия отрасли, и сделал при этом важный шаг — начал формировать экосистему, как внутреннюю, так и внешнюю, привлекая широкий круг специалистов, которые сначала занялись исследованием потребностей, а затем и проработкой платформы, которая получила название «VR/AR в промышленности».

В 2018-м в рамках уже утвержденной программы «Цифровая экономика» начал работу центр компетенции по сквозным цифровым технологиям, созданный силами «Росатома» и «Ростеха», при этом работа в области VR/AR досталась «Росатому». В основном использовались наработки НИИИС им. Седакова, а круг экспертов расширился за счет специалистов из МГУ. «Тогда же мы сделали прототип дорожной карты развития сквозных цифровых технологий», — отметил Андрей Добрынин.

В 2019-м «Росатом» по поручению правительства выступил заказчиком на разработку дорожной карты развития технологии VR/AR. Конкурс выиграл Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ). При этом ДВФУ еще больше расширил круг экспертов, охватив многих представителей бизнеса и научно-технических кругов. «Привлечение такой экспертизы помогло нам в области оценки перспектив VR/AR», — считает Андрей Добрынин.

Затем дорожная карта была утверждена, став основой для системного развития направления VR/AR в нашей стране и распределения средств государственной поддержки на разработку решений. Как уточнил Андрей Добрынин, в дорожных картах развития цифровых технологий определены стратегические направления. При проведении конкурсов на получение господдержки смотрят, соответствует ли та или иная заявка стратегии развития, и на этой основе принимается решение о выделении средств.

Осенью 2019-го было подписано четырехстороннее соглашение между «Росатомом», ДВФУ, и министерствами цифрового развития и Дальнего Востока, один из пунктов которого касается деятельности по созданию совместной лаборатории по развитию VR/AR. В июле 2020-го начала свою деятельность отраслевая рабочая группа по VR/AR.

По словам Екатерины Солнцевой, директора «Росатома» по цифровизации, данная выставка — один из инструментов развития и тестирования цифровых решений, находящихся в фокусе внимания госкорпорации: «Технологии VR/AR — один из наших приоритетов. В этой сфере „Росатом“ осуществляет две важные функции: создание отечественной импортонезависимой технологической платформы и формирование общероссийской экосистемы. То, что активными участниками нашей виртуальной экспозиции стали многочисленные технологические и индустриальные партнеры — важный шаг в создании такой экосистемы».

Она уточнила, что интерес к теме VR/AR носит не теоретический, а прикладной характер. Поэтому все представленные на стендах разработки и цифровые продукты рассматриваются с точки зрения их практического применения для решения актуальных инженерных, производственных и управленческих задач как в атомной отрасли, так и в других сегментах российской экономики.

Проводя экскурсию по выставке, Андрей Добрынин остановился у стенда с интерактивной системой города Южно-Сахалинск на платформе MapVis, представляющей собой цифровую модель, детализированную до объектов, с пообъектной привязкой атрибутивной информации, а также со встроенной аналитикой городской среды. «Задача состоит в том, чтобы руководство города имело полную информацию для принятия управленческих решений по каждому объекту», — объяснил Андрей Добрынин, добавив, что виртуальная среда обладает большой гибкостью, необходимой при решении управленческих задач, например оценки объекта с точки зрения его строительства — достаточно ли безопасности, надежности и т. д. Другими словами VR позволяет принимать решение верхнего уровня и при этом спускаться вниз до каждого объекта, например, планировать развитие систем теплогенерации города.

Он подчеркнул, что эта модель создана компанией RealEsMedia на ее собственной платформе MapVis, работающей на российском 3D-движке Unigine, который позволяет строить высокодетальные, фотореалистичные трехмерные модели с географической привязкой объектов. «К сожалению, этот продукт не очень известен в России, так как в основном продается за рубежом. Но мы полагаем, что благодаря программе импортозамещения российские движки будут использоваться более активно», — выразил надежду Андрей Добрынин и добавил, что сейчас порядка 85% VR-систем сделаны на зарубежной платформе Unity, примерно 10% на Unreal, тоже зарубежной, а остальные на других движках, в том числе и на российских, так что у Unigine потенциально огромный рынок.

Следующий экспонат выставки представлял собой цифровой двойник реактивного двигателя на основе CAD-модели, который показывал возможности практического применения ПО VR Concept для коллективной дистанционной работы с инженерными 3D-моделями в виртуальной реальности. По словам Андрея Добрынина, VR Concept — это технология, позволяющая быстро загружать инженерные модели из различных CAD-систем в виртуальную среду и работать с ними как с параметрическими моделям — выполнять сборку-разборку и менять различные параметры: «VR Concept — это полностью российская разработка, и мы в „Росатоме“ планируем ее активно использовать».

Расположенная неподалеку трехмерная модель женщины с носимыми устройствами демонстрировала возможностей сбора информации о когнитивно-эмоциональном состоянии человека. Модель создана лабораторией Digital Media Казанского федерального университета. Андрей Добрынин объяснил, что датчики служат для сбора показателей тела — температуры, пульса и т. д.: «Это позволяет оценивать, как человек воспринимает виртуальную среду, например, как на него действует тренинг на виртуальном тренажере, и соответствующим образом определять эффективность тренажеров».

Рассказывая о планах в области виртуальной и дополненной реальности, Андрей Добрынин подчеркнул, что «Росатом» ориентирован на создание большой экосистемы на платформе «VR/AR в промышленности»: «Мы считаем, что чем больше у платформы пользователей, тем дешевле будет разработка для каждого, так как появится возможность оптимизировать распространенные процедуры. Сейчас собираемся отработать платформенный подход, объединяющий большое количество поставщиков информации, сервисов и услуг с одной стороны и потребителей с другой. Мы отработаем такой подход внутри „Росатома“, а затем, надеюсь, распространим более широко».

Кроме того, планируется и более традиционная деятельность — разработка приложений на платформе «VR/AR в промышленности» и дальнейшее их тиражирование. «Наша задача — построить платформу, привлечь к ней максимальное число заинтересованных внешних и внутренних поставщиков и разработчиков, а также создать как можно больше приложений, таких как виртуальные среды, виртуальные тренажеры, системы дополненной реальности. Мы также делаем конвектор, который позволяет работать с инженерными моделями, созданными в различных CAD-системах», — поделился планами Андрей Добрынин.