Новая редакция закона «Об электронной подписи» радикально изменила сложившуюся за десятилетие практику применения ЭП. Поправки перекроили как процедуру получения, так и практику применения цифровых подписей. В итоге в 2022 году, когда заработают все новые пункты закона, бизнес окажется в новой цифровой реальности.

Электронная подпись (ЭП) — инструмент заверения цифровых документов, подтверждающий их неизменность и подписание конкретным владельцем. Сегодня при взаимодействии с контрагентами и государственными органами без ЭП не обходится ни одно современное юридическое лицо, растет и частота ее применения во внутреннем документообороте. С 2011 года, когда был принят 63-ФЗ «Об электронной подписи», бизнес успел привыкнуть и приспособиться к установленным правилам.

Однако ЭП, которая должна была стать защитой для цифрового документооборота, сама оказалась уязвимой. Мошенники обнаружили, что завладеть цифровыми ключами не так сложно — их можно не только украсть или забрать, но просто выпустить на имя человека, который об этом даже не подозревает. Злоумышленники легально выпустили ЭП и через портал Росреестра смогли оформить дарственную на недвижимость на подставное лицо. После одного этого резонансного преступления встал вопрос о повышении уровня защищенности механизмов электронного подтверждения. В конце декабря 2019 года президент России подписал 476-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об электронной подписи“», который пересмотрел правила получения и использования ЭП.

Большинство изменений должны были заработать уже с 1 июля 2020 года, однако пандемия COVID-19 и сопутствующий карантин вынудили отложить сроки вступления в силу части дополнительных положений закона. Новые даты установлены ст. 22 166-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Это дало бизнесу дополнительное время для того, чтобы подготовиться к изменениям.

Каждому свой ключ

Согласно новой редакции 63-ФЗ «Об электронной подписи» изменятся правила получения и применения ЭП в компаниях и государственных учреждениях. Руководители и сотрудники будут пользоваться различными видами электронных подписей. И если генеральные директора компаний и индивидуальные предприниматели, как и прежде, смогут подписывать документы квалифицированными ЭП (КЭП) для юридических лиц, то остальным придется получать КЭП для физических.

Квалифицированный сертификат ЭП физлица можно использовать только совместно с цифровой доверенностью. То есть руководитель компании имеет право уполномочить того или иного сотрудника на подписание определенного рода документов. Например, бухгалтеру разрешить отправлять отчетность в ФНС. При этом к каждому подписанию КЭП физического лица требуется прилагать цифровую доверенность, в которой должно быть прописано право на совершение данной операции.

Пока формат и требования к цифровой доверенности находятся на ранних стадиях разработки, нет информации о структуре и содержании доверенностей, описания процесса выдачи и механизмов их отзыва. Вместе с тем, в новой редакции 63-ФЗ «Об электронной подписи» прописано, что цифровая доверенность должна быть машиночитаемой. То есть предполагается, что это будет не скан листа бумаги, а документ, который обрабатывается автоматически, без участия человека. Все операции, связанные с использованием этого вида электронных документов, будут доступны только с января 2022 года.

Кроме того, с 2022 года бизнес сможет использовать сертификаты ЭП юридического лица, не привязанные к конкретному человеку. Такие сертификаты могут применяться для автоматического создания и проверки ЭП, например, для заверения технологических отчетов информационных систем. Пока этот вид ЭП был доступен только для работы со СМЭВ (системой межведомственного электронного взаимодействия).

Тонкости получения

Сейчас КЭП можно получить в любом удостоверяющем центре (УЦ), но уже с 2022 года руководители компаний и индивидуальные предприниматели пойдут за ключами в доверенные УЦ Федеральной налоговой службы, главы госорганов — в УЦ Федерального казначейства, а директора и президенты банков — в УЦ Центробанка. Все остальные смогут получить КЭП в коммерческих центрах.

Еще одно нововведение — уже с января 2021 года в РФ появится облачная электронная подпись, хранящаяся в аккредитованных УЦ. То есть пропадет необходимость в использовании USB-накопителей или карт памяти для записи цифрового ключа. Флешки нередко теряются, становятся добычей злоумышленников и просто ломаются в самый неподходящий момент. Со следующего года станет доступно хранение ключей ЭП непосредственно на серверах выдавшего их УЦ. Благодаря этому все виды КЭП можно будет применять не только с компьютера или ноутбука, но и с планшета или смартфона, что сделает ЭП еще более удобной.

Кроме того, новая редакция 63-ФЗ «Об электронной подписи» предусматривает возможность аутентификации с помощью биометрического паспорта. Как будет реализован этот механизм пока неясно, так как процедура пока не прописана. Однако поправки с июля 2020 года уже изменили подход к подтверждению личности при получении КЭП. Так, теперь невозможно отправить курьера за подписью в УЦ, даже если нотариально оформить доверенность. При первичном получении КЭП закон требует личного присутствия владельца цифрового ключа. Правда, некоторые центры сами могут отправить курьера к получателю для проведения выездной аутентификации. Дистанционно цифровой ключ можно получить, если подтвердить свою личность действующей КЭП или одновременно используя две системы — ЕСИА (Единую систему идентификации и аутентификации) и ЕБС (Единую биометрическую систему).

Центр тяжести

Нововведения в закон полностью перекроят рынок удостоверяющих центров. Сейчас в России действует более 500 аккредитованных УЦ, с января 2022 года их должно стать меньше. Поправки в 63-ФЗ «Об электронной подписи» ужесточили требования к центрам. Так, если сегодня размер капитала аккредитованного УЦ должен быть всего 7 млн. рублей, то с 2022 года — не менее 1 млрд. рублей или 500 млн., если у УЦ есть развитая региональная сеть.

Ужесточается и сама процедура аккредитации центров. Будет создан специальный орган, который станет рассматривать документы УЦ, оценивая, насколько они соответствуют требованиям законодательства. Центры, не прошедшие аккредитацию, будут закрыты с января 2022 года, а выданные ими ЭП станут недействительны. В итоге количество УЦ уменьшится на порядок, останутся только самые крупные игроки, которые, по мнению законодателей, и более стабильны, и более ответственны при проверке документов заявителей.

С помощью изменений в закон «Об электронной подписи» государство пытается отсечь недобросовестных игроков и сделать применение ЭП максимально защищенным. А создание надежного и безопасного механизма электронного заверения документов — это еще один шаг на пути к безбумажному документообороту, который, в свою очередь, важный элемент цифровой трансформации экономики страны.

Михаил Свиридович, руководитель отдела продаж компании «Логика Бизнеса»