В преддверии намеченного на 10 сентября онлайн-форума Russian Enterprise Content Summit 2020 редакция itWeek обратилась к ключевым спикерам конференции с предложением поделиться своим видением ситуации и трендов на отечественном рынке юридически-значимого межорганизационного документооборота (ЭДО). Вот что нам рассказал Евгений Якутин, руководитель проекта, ООО «Служба налогоплательщика».

Как пандемия COVID-19 и связанные с ней проблемы социального дистанцирования и обеспечения удаленной работы изменила технологическую повестку дня?

Наша компания много лет занимается разработкой программного обеспечения для автоматизации процессов ведения бухгалтерского учета и формирования отчетности. Пандемия COVID-19 внесла не только коррективы в нашу работу, но и отразилась на запросах и ожиданиях наших клиентов — по причине массового перехода на удаленную работу.

Неожиданно для нас переход на «удаленку» повысил производительность работы разработчиков ПО, что объясняется экономией времени на поездки в офис и обратно.

При этом было выявлено, что не все сотрудники способны эффективно работать в домашних условиях. Причем дело тут не в техническом оснащении офиса компании для удаленной работы, а в способности отдельных сотрудников сосредоточиться на работе в домашней обстановке. Поэтому мы у себя внедрили систему удаленного мониторинга и контроля персонала. Логирование рабочего времени, система отчетности персонала о проделанной работе, учет непродуктивной активности, перерывов в работе и другие разновидности борьбы с прокрастинацией помогают сотруднику на «удаленке» не забывать о его функциональных задачах.

Необходимость онлайн-общения предопределила в нашей компании использование виртуальных переговорных комнат, что позволило оперативно решать возникающие оперативные задачи руководства. Нарушение обычного режима работы подтолкнуло нас на организацию вебинаров, о которых до этого много думали, но не решались начать. Здесь же текущая ситуация подтолкнула нас к этому.

Что касается наших клиентов, то одной из проблем стала организация взаимодействия с ними в части обмена бумажными документами. К сожалению, не все наши клиенты являются пользователями ЭДО. Но этот вопрос мы решили с помощью курьерской доставки документов — этот сервис в условиях пандемии стал весьма оперативным и доступным.

Другой проблемой стало получение электронной подписи, а именно проведение процедуры идентификации пользователей для подготовки ЭП и подключения их к системам электронного документооборота. Процедура идентификации клиента подразумевает его личное присутствие, но в самый разгар пандемии все специалисты работали в удаленном режиме. Мы очень ждали, что столь затянувшаяся проблема будет решена правительством, которое одобрит альтернативные методы идентификации пользователей ЭП, но, к сожалению, этого не произошло.

Надо также сказать, что, несмотря на общий тренд перехода на онлайн-сервисы (заказ еды, одежды и др.), мы отметили у части пользователей таких сервисов спрос на офлайн-решения, что стало для нас весьма неожиданным. Такой спрос был продиктован нестабильностью интернет-соединений в местах самоизоляции, а также массовым распространением контактной информации пользователей. Подтверждение этому — массовые звонки и электронные письма от различных компаний с предложением своих услуг, а также аферистов в банковской сфере.

Уже можно констатировать, что пандемия в период март-сентябрь 2020 г. не нанесла серьезный вред нашему бизнесу. Основной спрос на решения по бухгалтерскому учету приходятся на ноябрь-февраль. Поэтому основные последствия мы почувствуем ближе к концу 2020-го и началу 2021 г.

Таким образом, COVID-19 позволил пересмотреть режимы работы наших специалистов, внедрить в практику работы компании новые информационные технологии, пересмотреть отношение к офлайн-решениям, а также понять, что последствия COVID-19 на сегодняшний день не окончательны и все еще впереди.

Какую тему вы собираетесь осветить в своем докладе на конференции? Какую практическую пользу они смогут вынести из вашего доклада?

Тема доклада: «Межведомственный ЭДО. Разработка машиночитаемых документов для ФНС России».

ФНС России широко применяет машиночитаемые документы и их визуализацию при взаимодействии налогоплательщиков с налоговыми органами, а также при межведомственном электронном взаимообмене.

Следует отметить, что в ФНС при конвертации электронных документов в документ на бумажном носителе для последующего машиночитаемого ввода данных удалось решить сложную задачу визуализации многостраничных документов (с неопределенным числом страниц).

Сейчас на повестке дня стоит вопрос визуализации любых электронных документов в удобочитаемый вид. Чтобы визуализируемый документ был так же легитимен, как и электронный документ с электронной подписью, необходима разработка государственного сервиса.

С этой целью мы разработали программный комплекс «Налоги МО», который обеспечивает ввод данных об установлении, изменении и прекращения действия региональных и местных налогов, формирование файла обмена в соответствии с утвержденным форматом, контроль XML-файла на соответствие утвержденной XSD-схеме, отображение подготовленного XML-файла в удобном для визуального восприятия формате HTML и его печать, хранение, копирование и редактирование подготовленных файлов.

Полученные нами опыт в разработке и визуализации машиночитаемых документов, форматов может быть полезен всем заинтересованным сторонам, где необходимо решить вопрос разработки машиночитаемых форм, форматов передачи данных и подробной документации к ним, а также где требуется визуализация передаваемых данных.

Зарегистрироваться для участия в онлайн-конференции можно на сайте RECS-2020.