Пандемия коронавируса поставила в сложное положение многие виды бизнеса, подстегнув при этом ряд других. В частности, существенно вырос спрос на услуги доставки. Одним из ведущих провайдеров такого рода услуг в нашей стране является новосибирская компания СДЭК («Служба доставки Экспресс-Курьер»). О том, как СДЭК справилась с возросшей нагрузкой и как этому помогла ее цифровая трансформация, на вебинаре ассоциации РУССОФТ рассказал ИТ-директор СДЭК Станислав Горбатовский.

Компания была основана в 2000 г. как локальный игрок, но со временем открыла множество офисов в городах России, ближнего и дальнего зарубежья. В настоящее время в ней трудится 30 тыс. человек, из которых 23 тыс. работают в фирмах-франчайзи. В 2001 г. студентом-дипломником в среде Borland C++ Builder на СУБД MySQL была создана первая версия приложения «Экспресс Курьер» (ЭК), которая развивалась довольно хаотично и по настоящему не документировалась. По числу заказов в сутки у СДЭК в последние пять лет наблюдается экспоненциальный рост, и в 2019 г. эта величина выросла до 400 тыс. Нагрузка на СУБД составляет при этом 2,6 млн. операций в секунду. Такой рост нагрузки потребовал существенной трансформации ИС.

«К 2018 г. стало понятно, что приложение не справляется с текущими задачамию Система могла выходить из строя на 3-5 часов, что для нашего бизнеса совершенно неприемлемо. Для оптимизации версии ЭК4 и подготовки к переходу на принципиально новую систему ЭК5, построенную на микросервисной архитектуре, за три года был в 10 раз увеличен штат ИТ-отдела — с 30 до 315 специалистов, половина которых — разработчики. В нынешнем году такой переход завершен, и старая ЭК4 постоянно синхронизируется с новой ЭК5, но используется только для получения исторических отчетов. В 2021 г. ЭК4 будет полностью выведена из эксплуатации, — рассказал Станислав Горбатовский. — Благодаря микросервисной архитектуре ЭК5 (сейчас там реализовано около 250 микросервисов), мы можем быстро наращивать число экземпляров микросервисов, обеспечивая таким образом высокую масштабируемость и отказоустойчивость. Поскольку среда разработки Borland уже не поддерживается, приложение сейчас пишется на Java, а в качестве СУБД служит продукт Postgress. Все это позволило нам легко создавать мультиязычные версии с поддержкой языков тех стран, где у нас есть филиалы. Решение кроссплатформенное и имеет веб-версию, удобную для работы из удаленных локаций. Организован и поддерживается процесс полного документирования разработки».

Важно то, что модернизации подверглась не только ИС, но и собственно бизнес СДЭК. Это произошло благодаря взятому руководством компании курсу на цифровую трансформацию, призванную превратить ее из логистической в поставщика широкого спектра сервисов электронной коммерции. Причем сервисы эти могут предоставляться не только СДЭК, но и внешними игроками, а модули для обеспечения взаимодействия системы с клиентами могут писать и внешние партнеры. Это дало возможность подключить множество разработчиков, которые создают прикладные модули, полезные как для внешних игроков, так и для СДЭК. Сейчас производитель товара может быстро разместить его на одном из маркетплейсов, подключить службу доставки и другие сервисы и сразу же начать продажи. В частности, у него есть опция подключения партнера по так называемому фулфилменту, который обеспечивает хранение, упаковку, маркировку и доставку грузов. Клиенту при этом не придется создавать свой собственный склад, нанимать кладовщика, организовывать охрану, договариваться со службой доставки. Все эти задачи возьмет на себя провайдер услуг фулфилмента, подключенный к платформе СДЭК. Сейчас у компании два партнера по фулфилменту, и в дальнейшем их число может увеличиться. По сути строится экосистема, участники которой делятся своими бизнес-процессами и получают от этого дополнительную ценность. Все эти процессы и сервисы доступны клиентам СДЭК непосредственно в их личном кабинете.

Станислав Горбатовский считает, что ЭК5 соответствует нынешнему тренду в разработке корпоративных приложений: переходу от автоматизации бизнес-процессов к автоматизации взаимодействий (через API, протоколы взаимодействий и обмена данными). «С самого начала мы поставили цель создания платформенного решения, — уточнил он. — Для этого все микросервисы связываются с интеграционным слоем, обеспечивающим информационную безопасность и протоколы взаимодействия. Основной функционал, которым мы готовы обмениваться, реализован через доступные внешним участникам API. Это позволяет нам легко интегрировать и партнеров, и клиентов. Мы создаем ядро системы с базовыми функциями, а остальное разрабатывают наши партнеры. Например, часть своих транспортных цепочек мы передаем партнерам. У большинства из них есть собственные ИС, которые они могут интегрировать с нашей платформой с целью автоматизации тех или иных процессов, например, процессов формирования заказов и накладных».

В разработке СДЭК использует как свои ресурсы, так и аутсорсинг (сегодня у компании более десятка партнеров по аутсорсингу). Около 60% разработки ведется собственными специалистами и 40% аутсорсерами и аутстаферами, работающими с СДЭК по годовым контрактам. В ИТ-департаменте компании около 50 бизнес-аналитиков, а начиная с 2018 г. в СДЭК появились ответственные за продукт (таковых product owner сегодня 24), которые не входят в штат ИТ-департамента и наделены правом принятия окончательных решений по запуску и развитию того или иного продукта. Принятые ими решения, предварительно согласованные со всеми участниками, обязательны для исполнения как ИТ-, так и бизнес-подразделениями.

Есть базовые вещи, на которые докладчик посоветовал обращать особое внимание. Защита персональных данных и информационная безопасность для таких платформ должны стать одним из главных приоритетов. Кроме того, необходимо с самого начала нацелить себя на сбор всей информации о действиях клиентов, даже если в настоящее время вы не знаете, как ее использовать. Позже она может пригодиться для анализа больших данных и подскажет, в каких направлениях следует проводить дальнейшую цифровую трансформацию вашего бизнеса. Впрочем, по его признанию, СДЭК еще только начинает работу с большими данными и их анализом.

А как же на бизнес СДЭК повлияла пандемия? Поскольку в России мероприятия по режиму самоизоляции стартовали позже, чем в других странах, компания имела какое-то время для подготовки. В частности, была обеспечена возможность бесконтактной выдачи накладных и проверки документов. Сначала грузопоток немного снизился, но недели через две он сильно вырос и изменилась его структура. Если раньше 60% заказов шло через пункты самовывоза, а 40% — составляла курьерская доставка «до двери», то в первые недели карантина 80% приходилось на доставку «до двери». Соответственно сильно увеличилась нагрузка на те модули системы, которые обеспечивали курьерскую доставку. Благодаря микросервисной архитектуре компании удалось быстро масштабировать ИТ-сервисы доставки и относительно безболезненно пережить этот пик.