Специалисты компании «Антифишинг» провели исследование, целью которого было изучить, с какими кибератаками и формами сталкивались россияне в повседневной жизни и какие новые темы появились в последнее время. В опросе приняли участие 501 человек, в возрасте от 18 до 55 лет.

Согласно полученной статистике 86,4% (433 чел.) граждан РФ сталкивались с цифровыми атаками мошенников, а 18,6% (91 чел.) — понесли реальные потери (финансовые или информационные) в результате данного столкновения.

Самыми популярными темами цифрового мошенничества, с которыми сталкивались граждане РФ, стали:

  • мошеннические смс или сообщения в мессенджерах/социальных сетях, написанные якобы от лица знакомого с просьбой одолжить денег/ срочно помочь материально — 52,4% (263 чел.);
  • телефонное мошенничество (звонки якобы от службы безопасности банка) — 52,2% (262 чел.);
  • мошенническая реклама в интернете о компенсациях из-за пандемии — 39,7% (199 чел.);
  • мошеннические письма на электронной почте о каких-либо продажах и акциях на товары — 36,7% (184 чел.);
  • мошеннические сообщения в мессенджерах, которые сообщали о необходимости обновить приложение по присланной ссылке — 34,3% (172 чел.);
  • мошеннические письма на электронной почте о произошедшей смене пароля от какого-либо сайта (госуслуги, почты и т.п.) — 31,9% (160 чел.).

Если раньше среди горячих тем всегда были попытки через сообщения и звонки изобразить будто кто-то из близких попал в аварию, нужна срочная материальная помощь на операцию или решение вопросов с правоохранительными органами, то к новым горячим мошенническим темам присоединился COVID-19. Согласно статистике, каждый третий гражданин РФ сталкивался с мошенничеством, эксплуатирующим так или иначе тему COVID-19 и пандемии.

Эффективность использования данной темы выше нежели тем срочной помощи близким и необходимости обновить какие-либо приложения. Однако, наиболее эффективными атаками остаются письма по электронной почте и звонки якобы от службы безопасности банка.

«Результаты данного исследования и наша практика показывают, что главным объектом цифровых атак становятся прежде всего люди. Сделать так, чтобы человек сам выполнил нужные действия — гораздо проще и дешевле, чем обходить системы защиты. Мошенники активно используют методы социальной инженерии, а любой кризис становится источником для появления новых мошеннических схем. Именно поэтому в ближайшие годы для обеспечения безопасности все больше внимания будет уделяться не технологиям, а знаниям и навыкам людей», — отметил Сергей Волдохин, директор компании «Антифишинг».

Однако, если посмотреть на статистику небезопасных действий, которые в итоге совершили испытуемые, по отношению к атакам с которыми они столкнулись, то наиболее эффективными оказались следующие темы:

  • мошеннические письма на электронной почте о каких-либо продажах и акциях на товары — 18,7% (49 чел.);
  • телефонное мошенничество (звонки якобы от службы безопасности банка) — 10,3% (27 чел.);
  • мошеннические письма на электронной почте о каких-либо продажах и акциях на товары — 9,9% (26 чел.);
  • мошенническая реклама в интернете о компенсациях из-за пандемии — 7,3% (19 чел.);
  • мошеннические сообщения в мессенджерах, которые сообщали о необходимости обновить приложение по присланной ссылке — 8,7% (15 чел.);
  • мошеннические смс или сообщения в мессенджерах/социальных сетях, которые были якобы от лица вашего знакомого с просьбой одолжить денег/ срочно помочь материально — 5,3% (14 чел.).