Что ждет CIO в будущем году? Портал InformationWeek приводит наиболее актуальные прогнозы исследовательской компании Forrester.

2020-й стал настоящим испытанием для множества людей, но ИТ-лидеры должны увидеть в нем некоторые проблески надежды. Это связано с тем, что во время пандемии, которая стала огромным потрясением и изменила рыночный спрос, цепочки поставок, а также саму модель работы людей, именно технологии оказались той силой, которая поддерживают функционирование организации даже в самые худшие времена. Многие CIO могут вспомнить о том, как им в течение одного или двух дней пришлось переводить всех сотрудников на домашние рабочие места, укреплять VPN-сети, приобретать ноутбуки и другое оборудование и разрабатывать стратегии удаленного сотрудничества. В то же время другие сосредоточились на клиенте. Например, предприятиям, ориентированным на потребителей, пришлось перевести свои торговые операции в электронный вид.

Те, кто инвестировал в цифровую трансформацию и облачные технологии, оказались впереди всех. Учитывая все обстоятельства, 2020-й стал годом, когда CIO проявили себя героями. Скоро мы войдем в 2021-й, и предстоит понять, продолжат ли ИТ-лидеры идти тем же путем? Какие сюрпризы их ждут в новом году? По данным нового исследования Forrester Research, нацеленного на CIO, организациям предстоит столкнуться со сложностями. С одной стороны, CIO помогли своим компаниям перейти на удаленную модель работы и оцифровать те процессы, которые раньше никогда не оцифровывались, но, с другой, они не могут не видеть уязвимостей в своих стратегиях.

«Проблема в том, что недоработки пока не заметны, — сказал вице-президент по исследованиям Forrester Research Мэтью Гуарини. — Они проявятся в течение следующих 6-9 месяцев. Мы думаем, что некоторым компаниям из списка Fortune 500 придется адаптироваться, иначе они потеряют долю рынка, откажутся от определенных направлений бизнеса, а некоторые могут даже просто закрыться».

В исследовании Forrester «Your Future Fit Technology Strategy: Adaptive, Create, and Resilient» рассматриваются организации, которые успешно вышли из трех различных крупных кризисов: кризиса доткомов, финансового кризиса и пандемии. Аналитики изучили опыт этих компаний и обнаружили у них три общие черты. Они адаптивны, креативны и устойчивы. По словам Гуарини, компании, которые только начинают замечать недоработки в своей стратегии, скорее всего во время кризиса фокусировались на выживании и были рады каждому прожитому дню: «На самом деле они не думали о том, как бы стать адаптивными и креативными и воспользоваться открывающимися возможностями».

Еще одна важная тенденция 2021 г. заключается в том, что роль CIO становится все более раздробленной. На протяжении последних лет появились новые должности, в том числе ИБ-директор, директор по цифровым технологиям, директор по данным, CTO и многие другие. Роль CIO стала фрагментированной, утверждает эксперт. Однако есть компании, которые стремятся объединить бизнес и технологии в операционную модель, добавил он. CIO также будут уделять больше внимания клиентскому опыту и опыту сотрудников. Пандемия изменила способ связи компаний со своими клиентами, и улучшение этого опыта будет важным приоритетом.

По словам Гуарини, аналогичное внимание будет уделяться и сотрудникам. «Когда все уляжется, у вас будет в три раза больше удаленных работников, чем было до пандемии», — считает он. Это серьезные изменения. Раньше считалось, что офисные сотрудники имеют преимущество перед сотрудниками, которые работают из дома. «Теперь баланс выровнялся, потому что все больше людей работают из дома, — сказал он. — У экстравертов больше нет преимущества. Люди, которые работают из дома, воспользовались предоставившейся возможностью».

Одним из возможных направлений эволюции моделей работы станет идея виртуального офиса в стиле Second Life. Они могут появиться ближе к концу 2021 г. Не исключено, что такие инструменты для совместной работы в офисе, как Microsoft Teams и Slack, обзаведутся этой функциональностью в виде расширения к тому набору инструментов, который уже имеется в их арсенале.

Ниже приводится еще ряд прогнозов Forrester на 2021 г.:

  • технологии будущего будут стимулировать инновации и генерировать новые стартапы. Более адаптивные и креативные компании смогут автоматизировать больше своей повседневной работы, что высвободить сотрудников от выполнения рутинных задач, чтобы они могли заняться творческой работой и помочь своей организации выделиться;
  • Open Source ускорит платформенные инновации. Стоит ждать появления экосистем поставщиков, которые помогут клиентам решать специализированные задачи и подстраиваться под требования вертикальных рынков;
  • стартапы перевернут рынок с помощью новых моделей ценообразования и отраслевой направленности. В первую очередь они появятся в сфере финансовых услуг, здравоохранении и наукоемких отраслях. Новички серьезно потрясут рынок, что станет очередным напоминанием доминирующим игрокам, чем чревата медленная реакция на изменяющиеся конкурентные условия;
  • фирмы, запоздавшие или откладывающие внедрение новых технологий, будут вынуждены передать партнерам на аутсорсинг все бизнес-функции и стратегии. Около трети компаний, запаздывающих с внедрением SaaS, будут представлять такие сферы деятельности, как розничная торговля и страхование;
  • торговая война в сфере технологий заставит компании использовать гибридные экосистемы. Геополитические тенденции усложнят экосистемные партнерства и глубокую интеграцию. Это означает, что технологическим лидерам потребуются гибридные глобальные и региональные экосистемы.