На недавней московской конференции компании Huawei ее руководство выступило с инициативой более тесного взаимодействия с российской ИТ-отраслью в рамках стратегии «Сообщества единого цифрового будущего», направленной на цифровую трансформацию бизнеса и в конечном итоге на построение цифровой экономики в нашей стране. С директором по цифровой трансформации Huawei Enterprise в регионе Евразия Денисом Сереченко беседует обозреватель itWeek Сергей Свинарев.

itWeek: Сегодня все говорят о цифровой трансформации, забывая упомянуть о трансформации чего идет речь: ИТ-инфраструктуры, бизнеса, государственного управления, городской среды, личной жизни и т. д. В чем, на ваш взгляд, истинная суть этого понятия?

Денис Сереченко: Действительно, сегодня есть некая путаница, и она больше терминологическая. Появилось много красивых и не всем понятных терминов: от цифровой трансформации до Индустрии 4.0. Но в конечном итоге все сводится к тому, чтобы перевести экономику на новые, цифровые рельсы и, используя современные ИТ, трансформировать основные бизнес-процессы таким образом, чтобы экономика работала эффективнее и давала качественно новые результаты. Понятие это комплексное, оно включает в себя и трансформацию инфраструктуры, и изменение на этой основе бизнес-процессов, государственного управления, управления городской средой и, в конечном итоге, влияет на повседневную жизнь каждого человека. Цифровую трансформацию по своей важности можно сравнить с индустриализацией, когда феодальная и аграрная экономика переходила на индустриальные рельсы. Сегодня мы обновляем существующую индустрию таким образом, чтобы ИТ вошли во все сферы нашей жизни и сделали ее принципиально другой. Разумеется, цифровизация экономики идет уже не один десяток лет, но сейчас, как мне кажется, в ИТ и коммуникациях накопились такие количественные изменения, которые приводят к новому качественному скачку.

itWeek: Название вашей должности можно понимать двояко: вы должны заниматься вопросами цифровой трансформации клиентов Huawei или еще и подобной трансформацией самой компании? Как оба эти направления сочетаются в Huawei?

Д. С.: Моя должность предполагает целый ряд направлений работы, но основной фокус — это все-таки работа с заказчиками, и здесь, когда мы говорим о цифровой трансформации, то прежде всего имеем в виду цифровую трансформацию бизнеса наших заказчиков. Конечно, наша компания, как хороший сапожник, начинает трансформацию с себя самой, и внутри нее происходит много изменений, но мои обязанности сосредоточены на работе с рынком и с заказчиками. Глобальной трансформацией Huawei занимаются в штаб-квартире компании, которая находится в Шеньчжэне. Тем не менее опыт внутренней трансформации Huawei может быть использован и нашими заказчиками.

itWeek: Какие современные технологии являются движущей силой цифровой трансформации?

Д. С.: Здесь я не буду оригинален: эти тренды уже обозначены на глобальном уровне, и Huawei тоже им следует. Это искусственный интеллект, технологии обработки больших данных, мобильность в ее текущей реализации на базе 5G и Wi-Fi 6.

itWeek: Что здесь первично — новые технологии или инновационные бизнес-идеи? Кто в реальной жизни, как правило, инициирует процессы трансформации: поставщики технологий, руководители бизнеса или провидцы и гуру из мира консалтинга?

Д. С.: Со времен Адама Смита мы живем в парадигме, согласно которой экономика должна всегда расти и развиваться. Если экономическая модель этого не обеспечивает, она неизбежно умрет. Чтобы обеспечить такой рост, у экономики должны быть какие-то драйверы. Цифровая трансформация представляется сегодня таким драйвером для всей экономики на ближайшие десятилетия. Если говорить о приоритете технологий или бизнес-идей, то это сродни известной проблеме первичности курицы или яйца. Без технологического базиса, базовой инфраструктуры, дата-центров, мобильных сетей, вычислительных мощностей невозможна реализация никаких революционных бизнес-идей. С другой стороны, зачем развивать базовую инфраструктуру, если нет видимых областей для ее применения? В реальной жизни все-таки сначала строится инфраструктура и уже потом на этой базе люди с креативным мышлением придумывают те или иные способы ее использования для бизнеса.

itWeek: У всех на слуху одни и те же канонические примеры цифровой трансформации, революционизировавшие ту или иную отрасль: Amazon в торговле, Uber в перевозках, Airbnb в аренде жилья, Netflix в доставке видеопродукции. Какие еще направления, на ваш взгляд, стоят на пороге такой трансформации как в мире в целом, так и в условиях России?

Д. С.: Да, действительно, во всех приведенных вами примерах бизнес-идея была главным драйвером, но в то же время важно, что все используемые этими компаниями технологии и ИТ-инфраструктура уже существовали. Та же история с сервисами удаленной работы: они действовали уже много лет, но пандемия коронавируса дала мощный толчок к их развитию и широкому применению. То есть технологический базис все же первичен.

В мире в целом, как мне кажется, пока еще недостаточно широко используются технологии виртуальной и дополненной реальности и сервисы, основанные на них. Попытки делать это были у ряда вендоров, включая Google, но они не стали массовыми. Причина, по-моему, в том, что технология еще не созрела и не достигла уровня безопасности и удобства, делающего ее готовой к широкому применению.

Если говорить о специфике России, то прежде всего она определяется размерами страны и отсутствием на многих территориях необходимой базовой ИТ-инфраструктуры. Когда везде станут доступными Интернет и достаточный объем вычислительных ресурсов, то появится и дополнительный импульс для цифровой трансформации. Еще один важный фактор в плане распределения активности по отраслям — доступность в каждой из них инвестиционных ресурсов. В нашей стране ими обладают в первую очередь сырьевые компании. В остальные отрасли цифровизация тоже придет, но может быть не так быстро и так заметно.

itWeek: Есть яркая метафора: данные — это нефть XXI века. Но залежи нефти существовали тысячелетия, не оказывая никакого влияния на экономику, и все изменилось, когда ее научились использовать. Какова сегодня ситуация с данными? Человечество действительно научилось их не только хранить, но и использовать в полной мере? В каких направлениях достигнуты существенные результаты и в каких еще предстоит большая работа?

Д. С.: На мой взгляд, в работе с большими данными мы только в начале пути. Разумеется, уже многое сделано: есть разработки, есть алгоритмы, есть вычислительные мощности, есть системы хранения. Но для того чтобы из данных вычленять нужную информацию, сделано пока недостаточно. Думаю, в ближайшие годы в этом направлении будет большой прогресс, в частности, благодаря применению технологий искусственного интеллекта, который обеспечит новые способы работы с большими данными и их использования в бизнесе.

itWeek: Каковы основные факторы, сдерживающие процессы цифровой трансформации в мире в целом и, в частности, в России? В каких направлениях достаточно разъяснительной работы, а в каких необходимо решать реальные юридические, технические и моральные проблемы?

Д. С.: В дополнение к сказанному о географических масштабах России, отмечу, что те или иные юридические, технические и моральные проблемы приходится решать при внедрении любых инновационных технологий. Но и без разъяснительной работы не обойтись: кому-то нужно терпеливо объяснять, что вышка базовой станции 5G его не убьет. Другого придется убеждать в необходимости выделения частотного ресурса для сетей 5G. Но чтобы убедить сомневающихся, нужно не просто бросаться словами, а проводить серьезные исследования и публиковать их результаты. Та же история с большими данными: ведь действительно, когда о вас собирают такие объемы информации, вы, а иногда и ваши близкие в существенной степени теряете свою приватность и видны со всех сторон. С опаской также принимаются очки виртуальной/дополненной реальности. Во всех подобных случаях придется решать юридические, технические и морально-этические проблемы

itWeek: Как заявленная Huawei стратегия формирования «Сообщества единого цифрового будущего» сможет помочь цифровой трансформации российских компаний и организаций?

Д. С.: На мой взгляд, в текущей политической обстановке Huawei, как компания на 100% китайская, представляет собой реальную альтернативу западным технологиям. По факту на этом рынке есть США и ее сателлиты, которые собственно и породили волну технологических инноваций, и есть сильный игрок на Востоке — Китай, где активно развивается собственная ИТ-индустрия. Но есть и Россия, которая пытается развивать свои технологии, но в силу исторических причин делать это сегодня ей крайне не просто, и поэтому ее технологии пока заметно отстают от того, что делается и на Западе, и на Востоке. Компания Huawei, пожалуй, самый сильный восточный игрок со своими разработками и своим интеллектуальным потенциалом, представляющий реальную альтернативу Западу. В нынешней ситуации России нет смысла отказываться от подобной альтернативы.

itWeek: Насколько глубоким может быть сотрудничество Huawei с российской ИТ-отраслью в рамках данной стратегии — локализация, создание совместных решений для международного рынка, передача ноу-хау и т. д.?

Д. С.: И по локализации производства в России, и по созданию совместных решений компания Huawei активно работает на нашем рынке. У нее здесь есть мощный R&D-центр, занимающийся в том числе и фундаментальными исследованиями. Совместные решения у нас уже есть, но при выходе с ними в ту или иную страну возникает ряд проблем. Они не столь существенны в странах ближнего зарубежья, в которых сохранились тесные экономические связи с Россией. Но если мы совместно выходим на широкий международный рынок, то встают проблемы локализации для местного рынка, учета правил торговли, организации поддержки, особенностей ценообразования. Чтобы успешно все их решать, Huawei идет по пути создания в каждой стране широкой партнерской сети.

Передача ноу-хау — это вопрос очень деликатный: ведь основная ценность любой технологической компании как раз и заключена в ноу-хау, а не в офисах и промышленном оборудовании. При этом хочу отметить, что с Россией у Huawei очень тесные и доверительные отношения: ведь наша страна в свое время была первой, куда Huawei вышла в начале своей экспансии на международные рынки — первый офис был открыт в Уфе.

itWeek: В России взят курс на импортозамещение. Как Huawei будет в этом контексте вести свою работу на нашем рынке?

Д. С.: У российских заказчиков есть выбор, они могут использовать западные решения, отечественные продукты или в качестве альтернативы — вполне зрелую и конкурентно-способную продукцию Huawei. С учетом этого позиции Huawei на российском рынке неплохие. Зачастую по отдельным направлениям равноценных продуктов в России нет, и в этих условиях присутствие Huawei на нашем рынке дает российским заказчикам возможность использовать альтернативные западным решения. Компания всегда выступала за открытый рынок и честную конкурентную борьбу, поэтому, как мне кажется, в рамках стратегии формирования «Сообщества единого цифрового будущего» она не будет добиваться каких-то особых преференций для себя на российском ИТ-рынке.

itWeek: Благодарю за беседу.