Во время состоявшегося в ноябре онлайн-форума «IT-Ось 2020» координатор совета АПКИТ по дистрибуции и импорту Марина Никитина обратила внимание на то, что если российской ИТ-дистрибуции всего около 30 лет, то классическая дистрибуция ведет свою историю с тридцатых годов прошлого века, когда в США возник массовый спрос на радиоприемники и у производителей этих товаров возникла потребность в партнерах, которые обеспечивали бы логистику, продажи и обслуживание данной техники. Эту стадию развития рынка дистрибуции (1930-1990 гг.) эксперты Global Technology Distribution Council (GTDС) обозначают как «Компоненты и системы». Затем (1990-2018 гг.) наступила стадия «Решения», во время которой дистрибьюторы начали осваивать различные интеграционные сервисы, обычно обозначаемые понятием VAD (Value Added Distribution, дистрибуция с добавленной ценностью или проектная дистрибуция) и предоставлять своим партнерам не только финансовую и маркетинговую поддержку, но и техническую экспертизу.

Считается, что в 2018 г. в дистрибуции наступила «цифровая эра», когда с помощью дистрибьюторов от поставщиков к потребителям все чаще начали «перемещаться» не только материальные ценности, но и различные цифровые продукты и услуги. При этом в той или иной степени стали использоваться облачные вычисления, технологии искусственного интеллекта и некоторые другие вещи, которые в нацпроекте «Цифровая экономика» и входящих в него федеральных проектах обозначаются понятием «сквозные цифровые технологии» (СЦТ).

Практическая реализация «цифровой эры» дистрибуции

Вступление в «цифровую эру» компания OCS Distribution, ведущая свою историю с марта 1994 г., ознаменовала созданием интернет-сервисов, через которые партнеры компании могли получать различную информацию: сведения о своих заказах, состояние склада дистрибьютора и т. д. Такого рода сервисы начали появляться в OCS с 2003 г. В конце 2009 г. они были объединены в платформу электронных заказов B2B: цифровую площадку, которая дает партнерам доступ ко всему ассортименту продуктов на складе и позволяет делать заказы в несколько кликов. Эта платформа активно используется дилерами, у которых нет необходимости в консультациях, специальных проектных условиях и специфичных сервисах.

Затем (в 2014 г.) партнерам компании были предложены платформы EDO (система электронного обмена документами, предназначенная для упрощения текущей работы с документами и ускорения расчетов между контрагентами) и EDI (система электронного обмена данными, обеспечивающая стандартизированный формат электронного обмена бизнес-информацией между разными организациями).

В 2018 г. в компании появилась платформа Marketplace, предназначенная для дистрибуции облачных сервисов, а в 2020-м — платформа C2P (Consumer Procurement Program), официальное название которой звучит так: «Цифровая платформа по созданию корпоративного маркетплейса для заказчиков». Данная платформа позволяет заказчикам (предприятиям или организациям) оптимизировать процессы обеспечения своих сотрудников компьютерами и другими ИТ-ресурсами. При этом учитываются потребности и предпочтения сотрудников. Сочетание пожеланий сотрудников и финансовых возможностей работодателей реализуется так: стоимость приобретенного ИТ-оборудования сначала полностью оплачивается компанией-заказчиком, а затем разницу между стоимостью оборудования и ИТ-бюджетом на конкретное рабочее место сотрудник возмещает компании. Разумеется, прежде чем воспользоваться возможностями платформы C2P (она предоставляется как сервис), заказчик должен подписать с партнером OCS (дилером или системным интегратором) соответствующий договор. Важный момент: по наступлению срока списания оборудования оно переходит в собственность сотрудника. Делается это для того, чтобы замотивировать сотрудника на софинансирование своего автоматизированного рабочего места.

Вице-президент и директор департамента инновационных проектов OCS Distribution Евгений Салихов поясняет: «Не секрет, что компании нередко тратят свои денежные средства на достаточно бюджетную технику, имеющую не очень высокие технические характеристики и требующую достаточно частых ремонтов. Это приводит к разочарованию сотрудника своим рабочим инструментом и его демотивации. На наш взгляд, платформа С2P имеет огромный потенциал на рынке и мы наблюдаем интерес к ней со стороны дилеров и заказчиков с момента ее анонса, который произошел буквально несколько месяцев назад. Посредством платформы C2P сотрудники предприятий и организаций имеют возможность самостоятельно выбирать и заказывать оборудование, ПО, ИТ-сервисы, причем делают они это из предопределенного списка, заранее одобренного ИТ-департаментом заказчика».

По его словам, эту платформу уже используют несколько партнеров OCS и их заказчиков. При этом сотрудникам заказчиков уже доступны на выбор свыше 60 моделей оборудования от более чем десяти вендоров. «Конечно, речь в данном случае идет не о плановых, унифицированных бюджетных закупках партий ноутбуков или смартфонов организациями, а об осознанном выборе сотрудником компании инструмента своей эффективности, в момент, когда компании-заказчику это действительно нужно», — отметил он.

О востребованности онлайн-платформ OCS Distribution

Как рассказал Евгений Салихов, круглосуточно работающую платформу B2B в настоящее время используют свыше 7900 партнеров компании из 27 городов. Только за десять месяцев нынешнего года с её помощью было отгружено свыше 110 тыс. заказов, на платформе доступно для заказа свыше 38 тыс. наименований товаров.

По данным OCS, платформу EDI в настоящее время регулярно используют восемь крупных ритейл-сетей и свыше 50 дилеров. За десять месяцев нынешнего года с её помощью было обработано свыше 22 тыс. заказов. Ещё больше востребована платформа EDO: в настоящее время c ней работают свыше 400 дилеров, за десять месяцев нынешнего года с её помощью было обработано свыше 39 тыс. документов.

Достаточно велик спрос и на платформу дистрибуции облачных сервисов Marketplace, где сейчас доступно для заказа свыше 50 сервисов от более чем 20 вендоров. В настоящее время сервисы через эту платформу предоставляют свыше ста дилеров компании, а работают с этими сервисами три с лишним сотни заказчиков.

Кроме перечисленных выше платформ, OCS предоставляет своим вендорам, дилерам и их заказчикам, в общей сложности, ещё несколько десятков финанcовых, технологических, маркетинговых и юридических интернет-сервисов. В то же время Евгений Салихов отмечает: «Очень важно не увлечься. Хотя дистрибьюторы постоянно развиваются благодаря созданию новых и расширенных услуг, нужно не забывать, что основные компетенции дистрибьютора, выработанные на протяжении десятилетий, как были ожидаемы и востребованы рынком, так таковыми и остаются. Поэтому важно, чтобы дистрибьютор демонстрировал максимальную операционную эффективность своих базисных сервисов и не забывал о них, добавляя и развивая новые и новые направления комплементарных услуг».