Чтобы минимизировать негативные последствия, вызванные пандемией COVID-19, предприятия резко наращивают инвестиции в технологии. Руководителям нужно уяснить важную вещь: цифровая реальность останется и после пандемии, поэтому им не обойтись без цифровых инструментов, считают опрошенные порталом Information Age эксперты.

Исторически так сложилось, что между руководством предприятий и ИТ-отделами всегда существовало напряжение по поводу инвестиций в технологии. Обычно топ-менеджмент выступал против них, считая, что огромные расходы на ноу-хау обернутся сомнительной выгодой для бизнеса. Тем не менее, вложения в технологии стали насущной необходимостью в результате неожиданно обрушившегося COVID-19 — чтобы обеспечить условия для выполнения рабочих задач сотрудниками компаний различных отраслей. Это раскрыло руководству ценность технологий для бизнеса.

Технология и совет директоров: до и в разгар пандемии

«Характерно, что ранее технология (или ИТ) как функция выпадала из поля зрения топ-менеджмента. ИТ-отдел скорее выполнял вспомогательные функции, действуя как служба поддержки, подотчетная главному операционному директору, финансовому директору или руководителю общих сервисов», — говорит директор по стратегии и профессиональным услугам Cloudreach Дэйв Чапман. Такая ситуация складывалась до пандемии, когда руководство многих компаний не желало мириться со значительными расходами на технологии, что оборачивалось недопоставкой новых технологий. Однако в разгар пандемии его отношение к технологии изменилось. «В последнее время руководство переосмыслило значение технологий и их роли в бизнесе, — говорит он. — Технологии стали своего рода спасательным кругом во время пандемии, необходимым для поддержания эффективности и производительности бизнеса».

Внедрение инструментов совместной работы и облака позволило командам перейти в нормальный режим работы в удаленных средах, поскольку большая часть мира оказалась в изоляции. Чапман пояснил, что советы директоров изменили свое отношении к технологии по двум причинам. Во-первых, технология зарекомендовали себя как действенное средство, которое позволило всем сотрудникам работать из дома. «Если бы пандемия нанесла удар хотя бы пять лет назад, ИТ-команды не добились бы успеха, но в 2020 г. им это удалось, потому что технология стала зрелой и пользователи проявили готовность воспользоваться ею», — сказал он.

Вторая причина заключается в том, что пандемия в явном виде подчеркнула ускорение цифровой модернизации почти во всех отраслях. Согласно недавнему исследованию IFS, 70% предприятий во время пандемии увеличили или сохранили на прежнем уровне расходы на цифровую трансформацию. Данные опроса показали, что планы предприятий по увеличению расходов на цифровую трансформацию тесно связаны с опасениями по поводу ухудшения экономических условий.

Бизнес-директор Futurice Мика Руоконен рассуждает о важности традиционных компаний, применяющих масштабируемые бизнес-модели, ориентированные на цифровую трансформацию: «По мере того, как пандемия оказывает давление на глобальные цепочки поставок, компании будут повышать устойчивость своего бизнеса, дополняя ориентированные на продукты модели масштабируемыми и стабильными цифровыми альтернативами. Речь идет о диверсификации бизнеса, который помимо основного предложения будет включать продажу данных и ИИ-активов третьим сторонам».

Отношение к технологиям после пандемии

Пока что рано говорить о победе над пандемией, но все чаще появляются обнадеживающие вести о вакцинах, которые, наконец, позволят остановить ее. Вместе с тем остается вопрос. А не изменят ли советы директоров свое отношение к технологиям, когда мир вернется к «нормальному» состоянию? Чапман объясняет, что многие организации претерпят глубокие изменения, в основе которых лежат технологии: «Компании, которые внедрили технологии, чтобы пережить пандемию, найдут много преимуществ в новых способах работы для своих сотрудников и клиентов. Конечно, в первое время с начала пандемии огромное количество предприятий полностью перешло на удаленную модель работы, но некоторые из них впервые выпустили ряд цифровых услуг, ориентированных на рынок (например, рестораны, предлагающие еду на вынос), либо расширили возможности уже имеющихся предложений. Вполне вероятно, что эти новые способы работы и платформы продолжат приносить доход после пандемии и приведут к долгосрочным изменениям бизнес-моделей. Кроме того, они позволят организациям узнать, как лучше использовать новые методы работы и технологии для ускорения инноваций».

Растущее влияние директора по цифровым технологиям

Что касается инноваций в бизнесе, то чаще всего предприятия доверяют их директору по цифровым технологиям (Chief Digital Officer, CDO). Эта должность важна для успешного руководства инициативами по цифровой трансформации. Как показал отчет Mindtree за 2019 г., 61% ИТ-руководителей высоко оценили их умения и познания в области технологий и цифровых стратегий. Нужно заметить, что влияние CDO начало усиливаться в последние нескольких лет — еще до пандемии. «Появление CDO означает признание крупными организациями того, что Интернет генерирует как проблемы, так и возможности, которые должны рассматриваться на уровне руководства», — заявил в 2012 г. CEO Inform Direct Генри Кэтчпол.

С тех пор CDO столкнулись с рядом проблем, в том числе с неповоротливой корпоративной культурой. Чапман считает, что пандемия ускорила изменения в организационной культуре и поможет сблизить CDO, ИТ- и бизнес-подразделения. «Организации, стремящиеся более эффективно объединить ИТ и работу по цифровой модернизации в бизнес-отделах, найдут новые и более глубокие возможности для ускорения или масштабирования цифровой трансформации, что, в свою очередь, приведет к более существенным сдвигам на уровне топ-менеджмента», — добавляет он.

Облако: спасательный круг для предприятий

Пандемия привела к сбоям в работе бизнеса, и облачные технологии оказались едва ли не наиболее эффективным средством, смягчившим негативный эффект. Благодаря им предприятия смогли проводить удаленные операции и продолжить взаимодействовать с партнерами, а также со своими сотрудниками. Пандемия ускорила перемещение критически важных приложений в облако в форме IaaS (инфраструктура как услуга), избавляя предприятия от необходимости полагаться на локальную инфраструктуру, даже на настольные компьютеры. Во время первых ограничительных мер, предпринятых с целью предотвращения распространения коронавируса, облако помогло организациям поддержать работоспособность цепочек поставок, предоставлять клиентам новые услуги, а также наладить работу в удаленном режиме.

В качестве примера можно привести покупку продуктов в Интернете. В самый разгар пандемии многие службы онлайн-доставки оказались перегружены заказами и не могли удовлетворить потребности своих клиентов. Со временем запасы продуктов закончились, и стало невозможно забронировать доставку. Что изменилось с тех пор? Чапман говорит, что «сервисы онлайн-доставки усвоили урок и на порядок масштабировали инфраструктуру. В результате ко второй волне ограничительных мероприятий они подошли более подготовленными к аналогичному уровню нагрузок».

Вполне можно также допустить, что на момент действия первых ограничительных мер предприятия, ориентированные на потребителей, оперативно поработали над повышением устойчивости, проверив связность своих цепочек поставок, чтобы выявить в них уязвимые места. Впоследствии это позволило им уменьшить количество отказов.

Компаниям необходимо постоянно приспосабливаться к среде — это аксиома выживания в цифровой сфере. Пандемия ускорила переход от «физического» к «виртуальному» будь то заказ продуктов в Интернете или встречи по видеоконференцсвязи — руководители должны реагировать на эту реальность инвестициями в технологии. Чтобы удовлетворить потребности сотрудников и клиентов и выжить в условиях «новой нормальности», все больше организаций стремятся наполнить свои продуктовые портфели цифровыми услугами. Такие технологии, как облако, станут жизненно важным активом для предприятий, стремящихся не просто выжить, но и преуспеть в цифровом мире.