Дэйв Падмос, руководитель консалтинговой практики в американском секторе TMT (Technology, Media & Entertainment, Telecommunications) компании EY, обозначил на портале eWeek ряд ключевых тенденций, которые ожидают бизнес и ИТ в новом году.

1. Рост популярности коммунальных бизнес-моделей

Технологические компании ускорят переход от традиционных моделей продаж к «коммунальным» (consumption-based, оплата в зависимости от реального потребления). Это беспроигрышный вариант, потому что он позволяет клиентам оставаться в курсе технологий, снижая первоначальные и коммутационные расходы, платя только за то, что они потребляют. Технологические компании получат устойчивые и возобновляемые потоки для инвестирования в новые предложения. В 2021 г. коммунальные бизнес-модели трансформируются в разные формы, варьирующиеся в зависимости от объема, времени, фактического применения (pay-as-you-go) и на основе событий (event-based fee), а сам рынок продолжит развиваться.

2. Отделы продаж и маркетинга будут преобразованы для поддержки новых моделей продаж

Из-за возрастающего значения лидогенерации на основе данных коммунальная бизнес-модель требует более тесного сотрудничества между отделами продаж, маркетинга, внешними партнерами и бэк-офисом. Согласно данным опроса EY, в котором приняло участие 700 технологических компаний, большинство компаний переходят или уже перешли на коммунальные модели, но только 56% руководителей считают, что их маркетинговые команды готовы к выходу на цифровой рынок. Для эффективного внедрения коммунальной бизнес-модели предприятия будут перенастраивать свои функции продаж и маркетинга и трансформировать процессы, такие как lead-to-cash, финансовое планирование и анализ, учет поступлений и цифровую цепочку поставок.

В свою очередь торговые организации пересмотрят свои стратегии выхода на рынок. Как следствие, произойдет сдвиг от модели транзакционных продаж к постоянному управлению отношениями, ориентированному на удовлетворение потребностей клиентов в долгосрочной перспективе, регулярное внедрение инноваций и новые партнерские отношения для продвижения продукции. Успех технологических компаний еще никогда так сильно не зависел от удовлетворенности клиентов продуктом.

3. Разработчики SaaS улучшат пакетирование своей продукции

Для руководителей, которые занимаются разработкой и продажами SaaS-продуктов, крайне важно не только тщательно подходить к разработке, но правильно предлагать пакетные предложения. Продажи SaaS-компаний упали из-за плохо продуманной стратегии связывания. Эта тема стала центральной в исследовании EY. Респонденты из софтверных компаний заявили, что тремя основными проблемами при переходе на подписную схему продаж являются адаптация моделей ценообразования, поиск связанных между собой услуг и подача клиентам убедительного ценностного предложения в виде пакетированного продукта. В новом году компании научатся более качественно отбирать пакетные решения, чтобы соответствовать рыночным ожиданиям и повысить свою доходность. Поскольку они продолжат совершенствоваться, компаниям стоит уделять постоянное внимание переподготовке менеджеров по продажам.

4. Объем инвестиций в облачные технологии будет расти

60% корпораций заявили, что основная доля их инвестиций в технологии в 2018 −2019 гг. приходилась на облачные технологии. 53% утверждают, что в следующие два года они станут для них приоритетной областью для инвестиций. Во время кризиса COVID-19 работа на дому стала обычной практикой, поэтому расходы на технологии для ее обеспечения и инвестиции в облако резко выросли. Неустанно развивающиеся облачные сервисы создают проблемы даже для зрелых цифровых компаний, которым не так просто управлять облачными расходами, когда приходится оптимизировать затраты. Облако больше не является передовым экспериментом. Фактически, это бизнес-требование, которое позволяет предприятиям в ускоренном темпе внедрять большое количество инноваций. Чтобы сократить расходы или получить прибыль от новых услуг, в 2021 г. они воспользуются облачными услугами, которые включают аналитику данных, ИИ и ПО для автоматизации рабочих процессов.

5. Гибкость цепочек поставок переходит в разряд обязательных требований

Пандемия научила бизнес тому, что цепочки поставок должны быть максимально устойчивыми, иначе его ждут серьезные последствия. Чтобы понять, как может выглядеть полностью видоизмененная цепочка поставок и какие технологии для ее поддержки необходимы, все больше компаний сформируют группы быстрого реагирования (rapid response teams, RRT). RRT будут предусматривать несколько сценариев для подготовки цепочки поставок к возможным сбоям на производстве, при транспортировке составных частей и компонентов, а также к снижению или увеличению спроса. Необходимость сокращения затрат на них, вероятно, станет самой насущной проблемой для компаний в 2021 г.

Чтобы добиться этого, технологические компании будут оптимизировать свои стратегии поиска поставщиков, экспериментировать со сложностью продуктов, а также рационализировать производственные и сбытовые зоны, переводя жесткую линейную цепочку поставок в гибкую сетевую экосистему. Операторы цепочки поставок будут нуждаться в масштабируемых сценариях планирования. Кроме того, 5G позволит расширить ряд интеллектуальных производственных решений, включая техническое обслуживание, контроль качества, а также отслеживание и замену складской номенклатуры. Например, компании могут использовать сеть датчиков с непрерывным вводом данных для отслеживания каждой позиции начиная со склада и заканчивая производственным цехом, чтобы руководство могло лучше понять скрытые риски простоя и улучшить логистику и доходность.

6. Важность защиты и утилизации данных будет возрастать

ИТ-безопасность всегда играла важную роль, но в 2021 г. она станет жизненно важной, что связано с озабоченностью по поводу конфиденциальности и безопасности данных. 75% потребителей заявили, что они с крайней осторожностью относятся к раскрытию личных данных и финансовой информации даже на веб-сайтах, которым они доверяют. В то же время 40% пользователей не знают о новых правилах конфиденциальности данных и их последствиях. Если в прошлом году особенное внимание уделялось сбору и хранению данных, то в наступающем году к этому добавится размещение. Это станет обязательной областью, которая должна учитываться при управлении предприятием. Создание надежной комплексной программы размещения данных требует принятия стратегических решений, а также привлечения и интеграции с различными ключевыми заинтересованными сторонами. Владельцы данных должны совместно с юристами, аудиторами, специалистами по ИТ и кибербезопасности выработать стратегию, позволяющие бизнесу одновременно соответствовать требованиям по утилизации и хранению данных.

7. В центре внимания окажутся платформы обработки данных

В новом году компании станут еще активнее работать с большими данными. Термин «большие данные» появился в 1980-х и теперь стал привычным в употреблении. Сегодня стоимость хранения и обеспечения безопасности данных является тривиальной задачей, тогда как самое большое препятствие на пути к успешной цифровой трансформации — это сложность, возникающая при попытке понять их и задействовать эту информацию. Проблема в том, что большинство компаний не занимались систематизацией своих данных, тем самым усложняя не только их понимание или управление, но и лежащие в их основе многогранные системы обработки данных.

Свидетельство нераскрытого потенциала данных, которые хранятся в унаследованных систем, является недавнее превращение стартапов в многомиллиардные организации. Как это не парадоксально, эти стартапы предоставляют инфраструктуру, приложения и инструменты для анализа и понимания сложных наборов, пулов и озер данных, которыми охотно пользуются предприятия с унаследованными системами данных. Компаниям необходимо понимать взаимосвязь между данными, бизнес-процессами и системами. Очевидно, что уже назрела потребность в специализированных платформах и решениях для обработки данных для создания рентабельных и эффективных экосистем, получения аналитических данных, в новых идеях и технологиях, таких как машинное обучение и блокчейн.