Аутсорсинг в 2021-м и в последующие годы станет более детализированным, более гибким, более оперативным. Другими словами, соответствующим цифровой эре, пишет на портале ZDNet независимый аналитик Джо Маккендрик, анализируя выводы недавнего опроса Deloitte.

В последние годы понятие «аутсорсинг» стало запутанным термином. Является ли передача функций центра обработки данных в Amazon Web Services формой аутсорсинга? Конечно, хотя это и не соответствует профилю, который обычно включает команду внешних профессионалов, тесно работающих с бизнесом. Может ли использование API для выбранных источников данных или определенных функциональных возможностей рассматриваться как аутсорсинг? Не в обычном смысле — хотя это можно было бы считать «микросорсингом».

Примечательно то, что эти технологические подходы больше даже не считаются революционными — они вполне ожидаются, поскольку предприятия ищут новые вещи, которые обеспечат им преимущество. В то же время наблюдается возврат к основам, когда речь заходит об аутсорсинге, акцентированном на увеличении ценности бизнеса и снижении затрат.

Таковы результаты опроса «2020 global outsourcing survey», проведенного Deloitte. «Мы наблюдаем противоречия, — сообщают авторы исследования Майлз Андервуд и Майк Столер. — Клиенты стремятся продолжать использовать прорывные технологии. Облако и автоматизация продолжают оставаться движущей силой изменений. И наряду с экосистемой специализированных поставщиков услуг продолжает расширяться микросорсинг».

В течение последнего года, под влиянием кризиса Covid-19, компании продолжали искать внешние ресурсы, которые могли бы помочь им управлять переходом на прорывные технологии. Дело дошло до того, что большинство новых механизмов аутсорсинга включают в себя облако и роботизацию процессов (RPA). «По мере того, как они становятся более проверенными и знакомыми, они в меньшей степени являются движущей силой трансформации, чем два года назад, и в настоящее время уже служат основой для всех преобразований, — отмечают Андервуд и Столер. — И организации с нетерпением ждут следующего крупного технологического катализатора, способствующего развитию их бизнеса».

Около 90% руководителей рассматривают облачные технологии как один из основных факторов, способствующих аутсорсингу — такой уровень наблюдается в последние два года. Кроме того, наметился явный прогресс в принятии RPA через аутсорсинг. Более 75% респондентов активно включают RPA в контракты с поставщиками услуг. Предприятия «в настоящее время сосредоточены на решении тактических задач принятия RPA, таких как разработка бизнес-обоснования и демонстрация положительных кейсов, определение обязанностей поставщиков и распределение прав собственности на данные», — говорится в отчете Deloitte.

Тем не менее, они также борются за сокращение расходов на внедрение RPA. «Некоторым клиентам трудно оправдать инвестиции, так как они не видят положительного бизнес-эффекта в краткосрочной перспективе», — отмечают Андервуд и Столер. Большинство предприятий (53%) утверждает, что их экономия от внедрения RPA составила менее 10%. Конечно, «принятие RPA — это не только экономия средств. Это также может высвободить рабочую силу, чтобы сосредоточиться на более стратегических вопросах. Это может привести к большей удовлетворенности сотрудников и клиентов, что значительно повысит ценность предприятия », — говорится в отчете. Наряду с окупаемостью инвестиций предприятия также обеспокоены проблемами владения данными, возникающими при широком распространении RPA.

Микросервисы также рассматриваются как технологии, поставляемые или поддерживаемые третьими сторонами. Тем не менее, это все еще ранние этапы возможностей, предоставляемых через микросервисы, и 10% компаний и поставщиков услуг лишь присматриваются к ним. Кризис Covid еще глубже продвинул облако на предприятие, и микросервисы будут играть «все более большую роль в ландшафте, предоставляя комплексные решения, адаптированные для перехода к трансформации клиентов, а не возможности, применяемые к устаревшим решениям», — сообщают авторы отчета.

Deloitte выделяет следующие тенденции в сфере ИТ-аутсорсинга в 2021 г.:

  • больше виртуальных компаний означает больше аутсорсинга. Covid-19 отверг идею о том, что физическое соседство ресурсов необходимо для развития доверительных отношений на рабочем месте. Это, вероятно, приведет к расширению аутсорсинга. Культура удаленной работы постепенно укореняется в компаниях, и это поможет им получить доступ к лучшим специалистам из самых экономичных мест. Это также позволит компаниям хеджировать свои риски путем диверсификации мест расположения специалистов;
  • облако действительно обеспечивает гибкость. Гибкость была преимуществом поставщиков облака в течение многих лет, и этом есть своя логика. Организации, перенесшие свои функции и процессы в облако, смогут лучше масштабировать свои технологические ресурсы с учетом меняющихся потребностей. Это поможет им не только платить только за то, что им нужно, но и получить технологические ресурсы, необходимые для удовлетворения рыночного спроса. Они также будут в лучшем положении, чтобы скорректировать свои технологические ресурсы, как только пандемия утихнет;
  • аутсорсинг должен быть оперативным и гибким. В настоящее время аутсорсинг применяется к очень широкому спектру услуг. Среди юристов, участвовавших в опросе Deloitte, половина указала, что одним из наиболее важных уроков на будущее оказалось стремление к более коротким и гибким контрактам — эта тема получила широкую поддержку как среди клиентов, так и среди опрошенных поставщиков услуг. По мере того как организации принимают на вооружение гибкость и революционные изменения, контракты на аутсорсинг должны соответствовать этой философии и быть структурированы таким образом, чтобы отвечать возросшей коммерциализации предоставляемых услуг;
  • готовность к будущим ковидоподобным событиям является ключевым фактором. Одного Covid, безусловно, достаточно, но прошедший год стал окончательным уроком важности непрерывности бизнеса. Планирование непрерывности бизнеса будет быстро развиваться, причем так, чтобы охватить будущие глобальные сценарии пандемии, и будет включать тестирование способности поставщиков услуг поддерживать домашние офисы и собственные цепочки поставок и обеспечивать как необходимую безопасность данных, так и производительность работы.