Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ представил результаты опроса населения о цифровых практиках, иллюстрирующие динамику его интеграции в цифровую экономику и освоения новых форматов для решения повседневных задач в период пандемии.

Эмпирической базой для анализа послужили результаты проведенного в ноябре 2020 года онлайн-опроса пользователей интернета в возрасте от 14 лет и старше. Общая выборка, составившая 3000 респондентов, отражает социально-демографическую структуру российской аудитории глобальной сети.

Результаты опроса свидетельствуют о значительных изменениях в образе жизни пользователей, триггером которых явилась пандемия:

  • примерно три четверти (76%) опрошенных в период социальной изоляции стали чаще пользоваться цифровыми инструментами для решения различных повседневных задач;
  • половина респондентов (49%) установили дополнительные приложения и программы;
  • каждый третий (34%) освоил какой-либо новый для себя навык, а 48% планируют это в ближайшем будущем.

Часть цифровых практик стали не только более востребованными в условиях вынужденной самоизоляции, но и продемонстрировали возможность замещения традиционных способов действия. Между тем ни одна из популярных цифровых практик не перешла в онлайн полностью.

Наибольшая степень цифровизации характерна для четырех видов деятельности, таких как: поиск информации, использование госуслуг, электронная торговля и потребление развлекательного контента. Значения индекса цифровизации для этих практик превышают 70 при максимуме в 100 пунктов.

Довольно высокие значения индекса цифровизации (от 60 до 69) у таких практик, как: обращение в органы власти и голосование, игры, образовательная активность, получение финансовых и страховых услуг, аренда транспортных средств, коммуникации.

В других сферах цифровизация пока не привела к значительному снижению роли нецифровых инструментов. Так, 74% респондентов приобретали какие-либо товары и услуги через интернет за последние 12 месяцев, но индекс цифровизации здесь составляет 53, т. е. опрошенные практически в равной степени покупают товары / услуги онлайн и в традиционных магазинах.

Низкий уровень цифровизации наблюдается в сфере занятости (42): хотя каждый второй опрошенный (44%) в той или иной степени использует интернет для работы, основные свои обязанности занятые пользователи чаще выполняют офлайн. Подавляющее большинство трудоустроенных респондентов (70%) работают очно.

Наименее популярно применение цифровых сервисов в области медицинских услуг и занятий спортом / танцами (индекс цифровизации — 32 и 31 соответственно).

Активное использование цифровых сервисов и устройств в период пандемии стимулировало людей к совершенствованию соответствующих навыков, что может уже в ближайшей перспективе привести к росту показателей цифровой грамотности населения.