Вынужденная самоизоляция, удалёнка и другие тренды ушедшего года спровоцировали новую волну интереса людей и бизнеса к цифровизации. В зависимости от области применения об этом процессе следует рассказывать о том или ином аспекте. Сегодня поговорим о подходах к цифровизации у ключевых участников и о подходах к технологической трансформации в разных странах.

Ключевые участники цифровизации и их ожидания

Для понимания цифровизации как технологической трансформации сравним её с электрификацией в XIX веке и тем, как этим процессом управляли. В начале несколько компаний боролись за технологию, работая в основном над созданием новых решений. Вспомните противостояние Николы Теслы и Томаса Эдисона. Шаг за шагом технология становилась скорее отказом от трансформации, появлялись новые бизнес-модели и приложения для всех участников. Сегодня мы назвали бы это платформенной бизнес-моделью, в которой экосистема участников создает новые виды инноваций, работая вместе с общей целью — изменить мир.

Как у любой другой технологии, у цифровизации есть свои лидеры (новаторы) и ранние последователи. Есть так называемые представители раннего большинства — более осторожные, но с финансовыми возможностями, которые позволяют закрыть пробелы и подтолкнуть технологию к массовому развертыванию. И, наконец, у цифровизации есть последователи (или позднее большинство), те, кто адаптируется к новой реальности. Об отстающих или проигравших, то есть компаниях, которые не вступили на этот путь, мы говорить не будем.

И прежде чем рассуждать о подходах к цифровизации в разных странах, важно понять, что, исходя из характеристик и ожиданий её ключевых участников, она будет использоваться по-разному. Рассмотрим основных, по нашему мнению, представителей.

Так, например, частные компании видят в цифровизации способ завоевания новых рынков с одной стратегической целью — выжить в будущем. К тому же, цифровизация позволяет компаниям увеличивать рост по меньшей мере на 5% больше, чем в ее отсутствие.

Государственные компании, как участники рассматриваемой экосистемы выступают своего рода инструментами правительства. Они имеют большой бюджет на развертывание технологий и инвестиции для ускорения внедрения проверенных технологий и превращения их в массовый рынок. А в рамках цифровизации, в основном, реализуют государственные программы.

Стартапы являются активными участниками процесса. Они создают новые идеи и технологии. У некоторых это получается хорошо, и впоследствии они могут стать технологическими гигантами.

И, наконец, еще один ключевой участник цифровизации — власть (на муниципальном, региональном или федеральном уровне). Цель — привлечь в город, регион, страну как можно больше перспективных людей и компаний, чтобы улучшить свой рейтинг и стать более прибыльными и привлекательными.

Подходы к цифровизации в разных странах

Теперь когда разница между ключевыми игроками более-менее понятна, можно посмотреть на то, как цифровизация идет в разных странах, кто из акторов управляет этим процессом. Возьмем для примера Францию, Россию и США.

Во Франции страной управляют, в основном, частные компании во взаимодействии со сравнительно небольшими городами, их ограниченной властью и бюджетом. Таким образом, большая часть технологических инициатив носят локальный характер, а масштабируемость занимает больше времени, чем могло бы быть.

В России же, напротив, сильна роль государства, способного проводить трансверсальную трансформацию. Москва — лучший пример такого рода цифровизации, когда правительство города смогло обеспечить единую точку входа для всех горожан — платформу Mos.ru, а также пытается помочь бизнесу в диалоге с технологическими компаниями через инициативы Агентства инноваций и мероприятия Цифрового делового пространства. Но больше всего инициатив было внедрено в транспортном секторе.

При этом во Франции, особенно в Париже и его округах, такие преобразования занимают больше времени и практически невозможны, поскольку нет единого центра принятия решений. Однако свобода действий дает и больше возможностей для создания новых вещей. И в качестве успешного примера приведу инициативу French Tech, которая была разработана в 2013 году и показала себя многообещающей. В 2020 году, согласно опросам консалтинговой компании EY (Ernst & Young), French Tech стала первой техно-экосистемой в Европейском Союзе, которая смогла привлечь почти 5,4 млрд. евро и создать четырёх новых «единорогов». Это совместный проект по поддержке и продвижению перспективных инновационных стартапов, начало которому было положено государством, но в реализации которого были заинтересованы все его участники. И 2020 год подтвердил устойчивость, зрелость и привлекательность французских стартапов для инвесторов.

В США этот подход ещё больше отличается, поскольку там миром инноваций и цифровизации управляет GAFA (Google, Apple, Facebook, Amazon). Эта бесплатная модель инноваций приносит большие изменения для потребителей, но граждан совершенно не касается. В результате мы видим, что в США практически нет «умных» городов.

Согласно данным IoT-Analytics, в постковидном мире мы увидим активное развитие цифровизации. Преобладать в этом процессе будут четыре направления: оцифровка в масштабах всей компании, доступ к удаленным активам, автоматизация бизнес-процессов и кибербезопасность. И если до 2020 года лидерами в цифровизации были страны Европы и США, то уже в ближайшие годы расстановка цифровых сил изменится в пользу стран Восточной Азии и Тихоокеанского региона. Эксперты IoT-Analytics предсказывают среднегодовой темп роста цифровизации в этом регионе на уровне 29%, при этом в Европе он составит 21%, а в США — 23%.

Резюмируя вышесказанное, отмечу, что сильная централизованная государственная власть, безусловно, способствует внедрению инноваций, обеспечивая быструю трансформацию и сквозную масштабируемость, а экономическое стимулирование открывает путь инновациям. Но, по моему мнению, лучше подходить к цифровизации комплексно: когда власть вместе с инновационными кластерами помогают небольшим компаниям тестировать и внедрять инновации, средним и крупным — масштабироваться, а в конечном итоге — облегчают жизнь потребителей и всех жителей.

Янн Штрауб, вице-президент по технологиям “Sigfox Россия”