Управляющий директор Accenture Четна Сехгал обсуждает на портале InformationWeek три ключевых фактора ИТ-трансформации, которая поможет повысить гибкость бизнеса при помощи технологии и людей.

Я всегда была очарована гением и дальновидностью Леонардо да Винчи. Он спроектировал парашют еще до того, как были изобретены летательные аппараты. На сегодняшний день пропорции его парашюта — единственные, которые работают. Это говорит о том, что вековая мудрость иногда не может, а иногда и не должна быть заменена. Даже при всех потрясающих достижениях науки и техники иногда лучше начать с того, что работает, а затем максимизировать воздействие, соединяя точки или добавляя новые. Например, сегодняшние парашюты — это не те «тенты из льна», которые представлял себе да Винчи: теперь они сделаны из более стойкой к ветру и эластичной ткани — нейлона. Но фундаментальные пропорции остаются.

Концепция ИТ-трансформации опирается на тот же принцип. Предприятия должны использовать подход, позволяющий им выполнять свои бизнес-задачи и в то же время гарантирующий, что ИТ смогут управлять этим процессом. Они должны бороться с компромиссными результатами, когда трансформация бизнеса не сочетается с правильным ИТ-фокусом.

Если такая концепция принята, возникает вопрос, какой подход лучше всего подойдет предприятию для критически важной ИТ-трансформации, чтобы обеспечить преобразование бизнеса? Нужно ли идти по пути полной трансформации или использовать инновационное мышление и опыт для развития тех аспектов, которые работают сегодня?

Последний вариант оказался наиболее жизнеспособным. Сочетая лучшее из обоих миров: испытанное, проверенное и мудрое вместе с дестабилизирующим и новым. Такой подход позволяет предприятиям масштабно использовать технологии для изменения бизнеса. Он использует проверенные и применяемые в настоящее время концепции, такие как дизайнерское мышление, DevOps, Agile, MVP, облако, рационализация приложений и непрерывные инновации. И отвечает на часто игнорируемые вопросы, например, сколько организаций, использующих Agile, обеспечивают соответствие эпикам любой деятельности своих инженеров?

Насколько я помню, теневые ИТ были проклятием для многих ИТ-директоров. Но как много организаций стремятся полностью согласовать бизнес и ИТ, чтобы операционная модель поддерживала проактивное устранение сбоев в работе бизнеса — в отличие от удовлетворения внутренних SLA для ИТ? Лучший способ получить эту неуловимую ценность от ИТ-модернизации — это использовать существующие концепции и добавлять жизненно важные новые для получения трансформационных результатов. А что в результате? Бизнес, который может с комфортом преодолевать барьеры и обгонять конкурентов, для которых ИТ — лишь задумка.

Давайте разберемся, какие ключевые факторы отделяют успешную ИТ-трансформацию от малорезультативной? Для начала, в первом случае ИТ-лидеры отдельно рассматривают каждую критически важную часть, и концепция поощряет руководителей высшего уровне окунуться в это дело.

Руководители предприятий иногда загнаны в угол организационной динамикой, а потому предпочитают играть в безопасную игру, делать маленькие шаги. Однако, как правильно выразился бывший британский премьер-министр Дэвид Ллойд Джордж: «Вы не можете пересечь пропасть за два маленьких прыжка». Приверженность хорошо спланированному, но смелому прыжку имеет решающее значение для успеха с самого начала. Только так можно реализовать и максимизировать осязаемые и измеряемые выгоды и обеспечить, чтобы результаты не обесценились из-за фрагментарности. Например, хотя начать с ИИ полезно, скажем, с чатботов, это узконаправленное приложение для трансформации пользовательского опыта даст лишь малую часть того, что принесет хорошо выполненная «дорожная карта» ИИ на уровне предприятия, согласованная с целями и стратегией компании.

Второй ключевой фактор — фокусировка на людях. Хотя многим может показаться, что роботы скоро будут править миром, нельзя недооценивать ценность культуры и людей для успеха любого значительного начинания. Если эта культура естественным образом позволяет сотрудникам заниматься исключительно деятельностью, ориентированной на ключевые показатели эффективности бизнеса, и если сотрудники обладают навыками, необходимыми для того, чтобы дополнять и совершенствовать системы, направленные на повышение клиентоориентированности компании, то мы имеем возможность изменить ситуацию в лучшую сторону. Нам нужен менталитет партнерства человека и машины («Я построю свой ИИ, чтобы развиваться»). Нам нужны эффективные штатные инженеры, обладающие SRE-мышлением («Я отвечаю за эксплуатацию того, что я создаю»). Нам нужно организационное мышление, где бизнес не является заказчиком ИТ, а тесно связан с «партнером по преступлению». В организации с согласованным менталитетом бизнеса и ИТ такая культура будет формироваться неконфликтным образом.

Третий и, наверное, самый убедительный ключевой фактор — это то, что базис ИТ-трансформации, по своей природе, никогда не устаревает. Это адаптируемый, а не статический каркас, который потребует капитального ремонта через несколько лет. Он устойчив и будет постоянно развиваться, потому что в его основе лежит принятие «нового». Он даст предприятиям возможность взять на вооружение гибкую архитектуру с микросервисами, что позволит им легко использовать партнеров по экосистеме и даже создавать автономные варианты продуктов.

Сегодня переход к облаку с передовыми нативно-облачными инструментами безопасности генерирует ценность для большинства организаций. Поскольку этот базис является безразличным к технологиям, он легко впишет в себя следующие крупные технологические инновации, такие как невзламываемый Интернет (unhackable internet) и компактный ИИ (Tiny AI). Интернет, основанный на квантовой физике с изначально безопасными коммуникациями, и возможность за счет уменьшения моделей глубокого обучения запуска мощных алгоритмов ИИ на наших маленьких гаджетах с меньшим выбросом углекислого газа — это два будущих важнейших технологических прорыва. «Новое» больше не будет озадачивать организации, а позволит им безболезненно интегрировать его, чтобы преуспеть в инновациях и повышении ценности бизнеса.

Все эти ключевые факторы обеспечат ИТ-трансформацию, которая поможет повысить гибкость бизнеса с помощью технологии и людей. При всем этом я понимаю, что погружение в преобразование всей ИТ-организации для обеспечения изменений в бизнесе может быть настоящим подвигом — подобно прыжку с парашютом с высоты 3 км. И то, и другое пугает. Однако успокаивает то, что как изобретение да Винчи парашюта выдержало испытание временем, так и многие организации уже успешно совершили прыжок, воспользовались таким подходом, и совершили мягкое, но в то же время кардинально изменившее бизнес приземление.