Пандемия — это тормоз или напротив — катализатор для рынка ИТ? Данный вопрос был вынесен на обсуждение онлайновой конференции, организованной компаниями Oracle и IDC. По мнению генерального директора IDC в России и СНГ Роберта Фариша, несмотря на то, что пандемия нанесла большой урон целому ряду отраслей, ИТ-рынок здесь развивается совсем неплохо. Многие российские ИТ-компании сообщают о хороших результатах в прошедшем году. Докладчик признал, что IDC в апреле давала весьма негативный прогноз для российского ИТ-рынка на 2020 г., предрекая 8%-ный спад расходов отечественных компаний на ИТ. Но сейчас оказалось, что расходы эти остались практически на том же уровне, что и годом ранее.

Более того, Россия показала результаты, которые лучше, чем во многих европейских странах. Локдаун в нашей стране был более мягким и затронул далеко не все отрасли, в то время как в Европе от него пострадал целый ряд промышленных предприятий. В России расходы на ИТ снизились по сравнению с ожидаемыми в строительстве, транспорте и ресурсодобывающих отраслях (включая нефтегазовую), остались на прежнем уровне или испытали незначительный спад в страховании, банках, телекоме, промышленном производстве, энергетике и ЖКХ, но заметно выросли в здравоохранении, профессиональных услугах и органах государственного управления. В целом, по предварительным оценкам IDC, в 2020 г. изменение расходов на ИТ в нашей стране было нулевым.

Вице-президент Oracle в России и СНГ Олег Жуков в целом согласен с оценкой IDC. По его словам, предыдущий финансовый год, который у Oracle закончился в мае 2020 г., несмотря на начавшуюся пандемию, продемонстрировал в подотчетном регионе небольшой рост. А вот первая половина нынешнего финансового года (с июня по декабрь) оказалась не в пример успешнее. Проекты цифровизации, которые в первом календарном полугодии были по известным причинам заторможены, возобновились, что позволило во втором полугодии увеличить выручку Oracle в подотчетном регионе на 21% в долларовом выражении по отношению к аналогичному периоду годом ранее. Это лишний раз подтверждает, что пандемия стала сильным катализатором для проектов цифровой трансформации, особенно в банках и телекоме. Кроме того, из этого следует, что несмотря на общегосударственную стратегию импортозамещения, спрос в коммерческом (а возможно и в государственном) секторе на продукты и услуги Oracle остается довольно высоким.

Роберт Фариш отметил, что пандемия заставила компании цифровизировать как внутренние процессы, так и внешние, включающие взаимодействие с клиентами и партнерами. При этом приоритет отдавался проектам, сулящим ощутимую отдачу в ближайшей перспективе. Это означает, что инвестиции, связанные, скажем, с IoT и робототехникой, скорее всего, снизились. В то же время ИТ-директора стали больше внимания уделять поддержанию устойчивости и непрерывности бизнеса с учетом более широкого спектра рисков. Лучше всего провели цифровую трансформацию банки и поставщики профессиональных услуг (в большинстве своем это ИТ-компании).

На приведенных диаграммах отрасли, испытавшие спад расходов на ИТ, расположены ниже по вертикальной оси, а те, что лучше других справились с вызовами пандемии, находятся правее на горизонтальной оси. Размер каждого «пузырька» пропорционален объему ИТ-затрат в соответствующей отрасли. В регионе EMEA структура и динамика расходов по отраслям иная. Здесь ИТ-затраты в банках и производственном секторе снизились значительно сильнее, чем в России.

Олег Жуков напомнил, что еще несколько лет назад многие ИТ-директора не решались переходить в публичные облака из-за того, что не видели пути возврата к онпремисной архитектуре в случае, если облачная не оправдает их ожиданий. В какой-то мере Oracle решает эту проблему, предлагая наряду с публичными сервисами Oracle Cloud, базирующимися в зарубежных облачных ЦОДах Oracle, модель «облака на площадке заказчика» (Cloud at Customer), дающую также возможность реализации гибридных облаков, которые согласно IDC пользуются все большей популярностью. Облака позволяют даже относительно небольшим компаниям, не делая существенных инвестиций, использовать самые современные технологии (ИИ, машинное обучение, анализ больших данных, суперкомпьютерные вычисления), доступные прежде только самым крупным организациям, потребляя при этом и оплачивая ИТ-ресурсы в меру их реального использования.

Роберт Фариш подтвердил, что в целом число компаний, планирующих использовать те или иные облачные услуги, год от года растет. В России этот рост сдерживается нормативными требованиями и недостаточным объемом ресурсов поставщиков облачных услуг в сравнении с тем, что предлагается международными гиперскейлерами. Указанные препятствия со временем будут преодолеваться, и лидерами в процессе перехода в облака станут компании, ориентированные на услуги (финансы, госсектор, здравоохранение).