Цифровая трансформация бизнеса, предпринимаемая сегодня предприятиями самых разных отраслей, нередко требует если не трансформации, то существенной модернизации лежащей в ее основе ИТ-инфраструктуры. О приоритетных направлениях такой модернизации речь шла на онлайновой конференции «Будущее ИТ-инфраструктуры», организованной компанией IDC. По мнению вице-президента IDC в регионе Россия и СНГ Роберта Фариша, от инфраструктуры требуется, чтобы жизненно важные ИТ-услуги предоставлялись с высоким уровнем надёжности, были более гибкими и более эффективными, вписываясь при этом в разумные корпоративные бюджеты. Сложность в том, что указанные требования противоречивы: выполнение одних негативно отражается на других.

Согласно исследованиям IDC, результаты которых озвучил руководитель программы исследований IDC в России и СНГ Михаил Лебедев, к концу 2022 г. во всем мире до 46% продуктов и услуг будут цифровыми или будут предоставляться с помощью цифровых технологий. На их долю придется 65% мирового ВВП, в связи с чем прогнозируется, что в период с 2020 по 2023 гг. на ИТ во всем мире будет потрачено 6,8 трлн. долл. Ожидается экспоненциальный рост объемов данных, вычислительных нагрузок и парка приложений. При этом необходимо будет обеспечить доступность, устойчивость и масштабируемость инфраструктуры. Она должна быть доступна из любой точки по требованию, быть способна функционировать автономно и опираться на облачную архитектуру. IDC представила 10 прогнозов, которые по мнению ее экспертов, окажут наибольшее влияние на развитие корпоративных ИС в течение следующих пяти лет.

Эти прогнозы ранжированы по уровню затрат/сложности и срокам их исполнения. Вряд ли кого-то удивит, что на реализацию наиболее сложных и затратных потребуется больше времени. В числе 10 приоритетов гибкое потребление, гибридная инфраструктура, унифицированное управление, ключевые KPI, управление данными, автоматизация рабочих процессов, искусственный интеллект на уровне приложений, облачная архитектура, автоматизированная цифровая инфраструктура, экологичность и энергосбережение. В той или иной степени все указанные темы обсуждались на данной конференции.

Одна из них — приоритетное развитие облачной инфраструктуры. К 2024 г. 75% предприятий будут отдавать приоритет гибкости инфраструктуры и операционной эффективности, что приведет к пятикратному увеличению инвестиций в облачные архитектуры и технологии для поддержки ключевых бизнес-приложений. Уже в 2022 г. расходы предприятий на облачную инфраструктуру превысят затраты на традиционные онпремисные решения. В России пока превалируют инвестиции в традиционную онпремисную инфраструктуру. В чем причина?

Заместитель генерального директора по ИТ концерна «Калашников» Алексей Митенков дал этому факту довольно простое объяснение. Бизнес оценивает инфраструктуру по трем показателям: стоимость в терминах TCO, надежность и практичность. Исходя из них руководство предприятия принимает решения относительно инвестиций в облака или в онпремисные конфигурации.

Как рассказал директор по ИТ компании «ЮТэйр» Владимир Руденко, они широко используют IaaS- и PaaS-сервисы российских публичных облачных провайдеров. Пока таких провайдеров два, но вскоре появится третий. В зарубежном облаке Azure арендуются ресурсы для разработки ПО, в ходе которой не используются чувствительные персональные данные. Тем не менее, наиболее критичные для бизнеса сервисы «ЮТэйр» развернуты на ее собственной онпремисной инфраструктуре.

Директор дирекции ИТ, автоматизации и телекоммуникаций «Газпром нефть» Антон Думин отметил, что в его компании сервисный подход применяется, но есть определенные ограничения, поскольку «Газпром нефть» использует в основном собственную инфраструктуру, которую предоставляет своим дочерним обществам как услугу. В 2020 г. в компании был создан единый инфраструктурный оператор, который и занимается оказанием такого рода услуг. Кроме того, в прошлом году в «Газпром нефти» была утверждена стратегия, в основе которой лежит концепция распределенного гибридного облака. В силу территориальной распределенности компании инфраструктура как сервис будет развертываться поблизости от локаций дочерних обществ. Ряд сервисов машинного обучения и ИИ, которые требуют большого объема высокопроизводительной вычислительной обработки, после обезличивания исходных данных будут вынесены на внешнюю инфраструктуру. В то же время расчеты по уникальным моделям геологоразведки по прежнему будут проводиться на собственной ИТ-инфраструктуре. Для того чтобы управлять такой гибридной конфигурацией, предполагается использование подхода «инфраструктура как код», в рамках которого потребитель может через портал самообслуживания быстро и гибко заказывать те или иные элементы гибридной инфраструктуры.

По оценкам IDC, в 2022 г. гибридный подход к построению инфраструктуры будут практиковать 80% крупнейших организаций Global 2000. Одним из элементов гибридной архитектуры станут периферийные вычисления на границах сети. Как рассказал заместитель ИТ-директора Hoff по управлению инфраструктурой и сервисами Максим Бобылев, его компания начала внедрять периферийные вычисления в магазинах своей розничной сети еще 12 лет назад, устанавливая там микроЦОДы (по сути серверные стойки). Однако в последние годы в Hoff началось движение в противоположном направлении: периферийные нагрузки перемещаются в главный облачный ЦОД. Причина в том, что по мере роста периферийных сегментов их управляемость падает, а повышение скорости доступа к Интернету делает пересылку периферийных данных в ЦОД вполне приемлемым решением. Тем не менее, по мнению Максима Бобылева, со временем ситуация изменится и лет через пять, когда на периферии сети будет, скажем, в массовом порядке вестись видеонаблюдение и анализ видеопотоков, к распределенной инфраструктуре придется вернуться.

Согласно прогнозу IDC, к 2024 г. возрастающие риски сбоев элементов инфраструктуры, которые будут влиять на устойчивость и безопасность бизнеса, потребуют от 60% организаций перехода на автоматизированную автономную цифровую инфраструктуру. В ней будут использоваться программно-определяемые технологии, средства оперативного анализа больших данных, автоматизация бизнес-процессов и элементов ИТ-инфраструктуры, доступность и безопасность периферийных вычислений и умные самоуправляемые сети. К 2024 г. 55% предприятий начнут использовать функционал встроенного искусственного интеллекта в критически важных для бизнеса рабочих нагрузках.

IDC напоминает, что к 2023 г. требования к целостности и безопасности данных и критичность этих качеств для бизнеса, приведут 80% организаций к необходимости разработки единой, унифицированной стратегии эффективного управления, направленной на отказ от множества разрозненных и несогласованных хранилищ данных.

Как рассказал директор по ИТ госкорпорации «Росатом» Евгений Абакумов, сегодня при управлении данными они имеют дело не только с информацией самого «Росатома», но и с данными его партнеров (поставщиков, подрядчиков, зарубежных организаций). Это информационные массивы, поступающие из источников самого разного рода: от систем ERP и АСУТП до информации, связанной с длительным жизненным циклом объектов атомной отрасли. Очень важно при этом обеспечить чистоту и высокое качество данных.

Вице-президент по ИТ компании FESCO Дмитрий Суровец убежден, что в логистике бизнес зависит от данных особенно сильно. Поскольку перевозки нередко осуществляются с участием партнеров, большую роль играет формирование некой общей экосистемы данных, позволяющей участникам планировать не только перевозки, но и продажи, производство и другие процессы. Очень высоки требования к качеству и точности данных, поскольку при неверном планировании убытки участников могут быть весьма существенными. Для многих задач важна актуальность данных в режиме реального времени. В FESCO стартовал проект по созданию цифрового двойника такого сложного объекта, как морской порт, в котором управлению данными уделяется самое пристальное внимание.

Несмотря на трудности, связанные с пандемией и торможением экономики, IDC зафиксировала в 2020 г. рост ИТ-инвестиций в России. Не исключено, что указанный рост в какой-то степени связан с массовым переходом сотрудников на удаленный режим работы. Согласно исследованию Microsoft, в мире в целом 75% крупных компаний заявили о том, что ковидный кризис привел к ускорению их цифровой трансформации и лишь у 6% она замедлилась. Приоритетными направлениями такой трансформации у 64% стало увеличение операционной эффективности, а у 58% — повышение уровня безопасности. Причем выяснилось, что для поддержания работоспособности компании в среднем лишь 23% сотрудников необходимо физически присутствовать в офисе.

По словам директора по ИТ компании «Столичные аптеки» Юрия Колесникова, каких-то особых инвестиций в организацию удаленной работы они не делали. Просто в системе увеличилось число мобильных пользователей. Основные усилия были направлены на работу с провайдерами доступа в интернет в отдельных локациях, в которых связь была организована не на должном уровне. Кроме того, пришлось перевести часть внутриофисного бумажного документооборота в электронную форму. Поскольку часть принадлежащих компании офисных площадей занимают арендаторы, есть риск закрытия всего здания на карантин по независящим от нее причинам. На этот случай в качестве меры обеспечения отказоустойчивости «Столичные аптеки» арендовали резервные офисные площади в другом месте.

Как рассказал директор блока ИТ банка ЗЕНИТ Илья Кучугин, они попытались оценить у себя экономический эффект от виртуализации рабочих мест и отказа от аренды части офисных площадей. Оказалось, что с учетом последнего обстоятельства эти инвестиции окупаются за полгода. Любопытно, что одной из острых проблем перехода на удаленку оказалась сложность ввода в курс дела только что принятых на работу людей. В дистанционном формате это делать совсем не просто. Пришлось также полностью пересматривать систему обучения, наставничества и аттестации.