Телекоммуникационным операторам сегодня приходится работать в сложных условиях: доходы практически не растут, а трафик стремительно увеличивается. Это существенно влияет на прибыль и требует глубокой трансформацию своей инфраструктуры и бизнеса в целом. Ведь в глобальном переходе в новую эру телекоммуникации играют особую, непростую роль. Количество подключенных устройств увеличивается, растут требования частных и корпоративных заказчиков. Какими должны быть новые бизнес-модели, какие возможности открывает будущее телекоммуникаций?

В основе трансформации телекома лежат три направления: цифровая трансформация, обновление сетевой инфраструктуры и усовершенствованный портфель сервисов. Для работы с бизнес-информацией организациям отрасли необходимо серьезное и скоординированное изменение в подходах, процессах и технологической инфраструктуре. Сети должны строиться на основе облачных архитектур, оптимизированных для достижения гибкости, эластичности и безопасности. Бизнес-подразделениям нужны возможности эффективного создания и развертывания сервисов.

В решении этих задач телеком-отрасли помогут услуги консалтинга по трансформации, потребуются решения разного класса — от дата-центров до периферии ИТ и сетей радиодоступа, средства и платформы для создания новых сервисов. По данным исследований, одной из сегодняшних повесток дня операторов являются расходы на обновление сети и технологические усовершенствования. Конечно, новые технологии обходятся недешево. Как их монетизировать, как окупить эти инвестиции? Какие сервисы помогут этого добиться?

Новые горизонты

Сегодня операторы стараются выйти за рамки пакетированных услуг связи, которые, по существу, остаются у всех универсальными. В условиях падения ARPU фундаментальная задача операторов заключается в том, чтобы генерировать выручку за счет каких-то смежных возможностей. Например, в сегменте B2B помимо услуг связи можно монетизировать имеющуюся технологическую экспертизу. Ведь любой оператор связи — это очень сложно устроенный ландшафт различных информационных систем — оборудования, программного обеспечения и т. д.

Каждый оператор связи накопил достаточно серьезную экспертизу, которую можно попытаться монетизировать через услуги системной интеграции. У всех российских операторов связи есть технологические подразделения, занимающиеся разработкой программного обеспечения, услугами системной интеграции и многим другим. В числе других мощных активов любого оператора — данные, большая абонентская база. Существуют различные сценарии, предполагающие коммерческое использование обезличенных данных о местонахождении абонентов, их предпочтениях, путешествиях и пр.

Глубокий анализ информации об абонентах помогает операторам улучшать качество обслуживания и сохранять свою клиентскую базу. Понимание потребностей и поведения пользователей позволяет определить, что им интересно, сколько и на что они готовы тратить, какие сервисы будут востребованы и дадут положительный отклик.

Основа трансформации

Новые способы монетизации позволят сотовым операторам не просто выживать, но и преуспевать в новых условиях. Поэтому в телекоме наблюдается переход к развитию дополнительных сервисов, экосистемных продуктов, новых решений, отличных от стандартных, традиционных услуг связи.

Быстро развиваются контентные сервисы, такие как цифровое ТВ, и даже в условиях выпадения доходов от роуминга российским операторам связи удается наращивать выручку, хоть и не очень значительно. В телекоме все шире применяются облачные технологии, виртуализация, востребованы такие решения, как Open RAN. Этот открытый подход к построению сетей радиодоступа станет одной из тенденций телеком-отрасли в ближайшие 3-5 лет. Интересный тренд — развитие частных беспроводных сетей (LTE, 5G). Это еще одно перспективное и интересное с точки зрения потенциала монетизации направление.

Наконец, для организаций, которые цифровизируют бизнес-процессы и извлекают выгоду из всех данных, собираемых в ходе своей деятельности, широкие возможности открывает периферия ИТ. Все чаще данные создаются на периферии, и, по оценке Gartner, именно там вскоре будут генерироваться и обрабатываться 75% данных.

Возможности периферийных решений

Операторы могут раскрыть потенциал ИТ, используя возможности периферийных решений. Это включает в себя поддержку развертывания инфраструктуры сетей 5G и приложений с малым временем отклика на периферии ИТ, использование периферийных систем для развертывания корпоративных приложений, а также поддержку приложений искусственного интеллекта и машинного обучения, управления данными, внедрение приложений Индустрии 4.0, IoT и других сценариев.

Преимущества периферийных сервисов: перенос приложений ближе к пользователям, улучшение времени отклика и новые возможности генерации прибыли в различных сценариях использования 5G

Удовлетворить потребности операторов в области периферийных сервисов поможет следующая стратегия:
  • реализация стандартных сервисных платформ от ядра сети до площадок заказчиков с использованием в различных сценариях (от развертывания сетевых решений до систем корпоративного уровня) оптимальных моделей серверов;
  • интегрированные платформы, поставляемые и дополняемые партнерами, поддерживающие усовершенствованные сервисы, автоматизацию оборудования и операций.
  • поставка платформ «под ключ» с моделью потребления «как сервис», поддержка различных операционных моделей;

Очень важную роль должны сыграть сети 5G, предлагая еще больше сервисов, типов данных, сценариев использования и преимуществ по сравнению с 4G. Сети пятого поколения в настоящее время находятся в стадии активного развития. Вендоры вкладывают в них огромные средства. Сети 5G позволят осуществлять передачу данных на скорости свыше 10 Гбит/c, что в 100 раз превышает скорости современных сетей 4G. По оценкам аналитиков, к 2023 году количество подключений 5G в мире достигнет 1 млрд.

Перспективы 5G

Автоматизация сетей, развертывание современных систем OSS/BSS, позволит сделать сети более гибкими, поддерживающими быстрое внедрение новых сервисов. Развертывание сетей 5G потребует модернизации как ядра сети, так и сетей радиодоступа (RAN), размещения нагрузок для поддержки новых сервисов 5G в ЦОДах и на периферии ИТ. Для этого необходимы специализированные платформы.

Основные задачи 5G: реализация ядра сети с поддержкой облачных микросервисов в гибридной среде, отраслевое партнерство для преодоления привязки к одному вендору (путем дезагрегирования аппаратного и программного обеспечения) и ограничений существующих изолированных сценариев использования, внедрение новых экономически эффективных моделей доставки сервисов.

Такие платформы должны обеспечивать автоматизированное развертывание сервисов и приложений, использование проверенных отраслевых моделей. Необходимы также открытая телеком-экосистема, унифицированная, валидированная открытая сервисная платформа. Гибкое развертывание сервисов предполагает применение модели «как сервис» и их гибкую доставку.

Расширение экосистем 5G требует постоянных инвестиций и сотрудничества с технологическими компаниями, работающими в самых разных отраслях. Подготовка к развертыванию 5G — это большая совместная, коллективная работа, и опыт надежных технологических партнеров имеет решающее значение для его осуществления.

Открытая экосистема и Open RAN

Создание открытой телеком-экосистемы предполагает внедрение облачных архитектур, использование валидированных ОЕМ-архитектур и применение широкого спектра партнерских решений. Облачная архитектура дает возможность использовать для поддержки ключевых функций партнерские решения. Валидированные ОЕМ-архитектуры строятся на основе конвергентных платформ. Партнерские решения, включая системы для программно-определяемых сетей (SDN), позволяют создавать комплексные интегрированные предложения по доставке сервисов.

Сети Open RAN обеспечивают гибкость и экономическую эффективность построения инфраструктуры 5G или консолидации LTE. Применение открытой сети радиодоступа дает возможность повысить гибкость использование решений вендоров, использовать разные сценарии и модели развертывания, обеспечить дифференциацию сервисов, снижение ТСО и контроль со стороны операторов. Однако есть у сетей Open RAN и свойственные им проблемы.

Проблемы Open RAN

Решение

Сложности интеграции в мультивендорной сети Open RAN.

Полностью интегрированные решения, разработанные для упрощения развертывания мультивендорных сред.

У большинства видов ПО vRAN слабая интеграция, масштабируемость, а ресурсы поддержки ограничены.

Открытые и валидированные решения.

Разрыв в производительности между специализированными решениями RAN и vRAN.

Высокопроизводительные системы.

Основу для перехода к миру, основанному на 5G, закладывают периферийные вычисления. Перенос вычислительных ресурсов на периферию ИТ сокращает задержки и повышает безопасность, позволяя обрабатывать данные и принимать аналитические решения непосредственно на периферийных устройствах в режиме реального времени.

Периферийные сервисы

Периферийные сервисы могут не только способствовать увеличению абонентской базы, но и стать основой совершенно новых сервисов и услуг, в которых используются возможности 5G и преимущества малой задержки. Например, такие приложения, как AR/VR или онлайн-игры, обычно требуют высокой пропускной способности сети и очень низкой задержки.

Сценарии использования сервисов на периферии ИТ: оптимизация сетей, приложения для мобильных пользователи, периферийные облачные сервисы, вертикальные решения, чувствительные к задержке.

Периферийные облачные сервисы, сервисы мобильности, публичные облачные или корпоративные сервисы могут стать основой для развертывания различного рода услуг для предприятий на основе безопасных облачных технологий. Другие сценарии включают в себя развертывание аналитических платформ и критичных к задержке приложений для промышленности. Однако периферийные сервисы требуют грамотных подходов.

Проблемы периферийных сервисов

Решения

Многочисленность периферийных площадок, множество арендаторов и распределенное управление — все это дополнительные сложности.

Валидированная мультиарендная архитектура упрощает периферийные решения и ускоряет внедрение новых периферийных сервисов.

Сохранения контроля над платформами и сервисами при партнерстве с провайдерами публичных облаков.

Платформы с поддержкой мультиоблачности помогают держать все под контролем.

Распределенные облачные платформы создают операционные проблемы и требуют серьезных навыков.

Гибкие модели доставки сервисов позволяют снизить операционные требования и требования к квалификации персонала.

Для развертывания периферийных сервисов потребуются также разнообразные пользовательские и оконечные устройства.

Ключевую роль во всем этом играют платформы управления данными. Такие платформы должны обеспечивать управления данными телекома, их безопасное использование. Для обеспечения качества сервисов могут применяться автономные сервисы данных. Аналитическая платформа данных должна автоматизировать сбор данных в сети и их использование для обработки алгоритмами искусственного интеллекта и машинного обучения.

Преимущества дезагрегированной и открытой сети 5G:

Облачная модель

· Оптимизация ТСО

· Улучшение клиентского опыта

· Построение надежных систем

Автоматизация

· Высокая гибкость

· Сокращение затрат

· Скорость развертывания

Простота

· Фокус на стратегические решения

· Ограниченная избыточность

· Инновации

Масштабируемость

· Способствует росту

· Позволяет предлагать сервисы большему числу клиентов

· Увеличивает гибкость

Крайне важным для успеха 5G в корпоративном сегменте станет быстрое совместное создание сервисов. Для телекоммуникационной отрасли ключевую роль сыграют единообразные инфраструктурные решения, открытая телеком-экосистема и гибкие модели развертывания сервисов.

Последние годы стали годами цифровой трансформации в телекоме, но самое интересное еще впереди. Данных становится все больше, но, несмотря на сложности, нас ожидает светлое будущее.

В этой конкурентной экосистеме телеком-компаниям неизбежно придется трансформироваться. Те, кто проигнорируют требования новой цифровой эры, выпадут из общей картины. Телеком-операторам следует стать более гибкими и мобильными, гибкими и инновационными. Тогда глобальная цифровизация откроет им новые горизонты для развития и роста.

Павел Карнаух, руководитель технического департамента Dell Technologies в России