Пандемия стала основным фактором эволюции транзакций. Джеф Уоткинс, главный инженер компании AND Digital, обсуждает на портале Information Age, когда и почему мобильные приложения вытеснят кассовые аппараты (Point of Sale, PoS).

Недавняя история показала, что технологии постоянно движутся в сторону физического пространства (то, что мы называем «кибер-физической конвергенцией»), часто превращая существующие физические технологии в устаревшие. Печатная машинка, стационарный телефон, персональная стереосистема, портативный DVD-плеер, а в некоторых случаях даже скромный фотоаппарат уступили свои позиции портативным технологическим решениям.

Мы живем в мире, где таксомоторные компании, которые не обладают мобильными приложениями, проигрывают техническому чуду — мобильному сервису Uber. Нравятся ли кому-то бизнес-модели таких компаний, как Uber, или нет, сейчас почти не имеет значения — они нашли свой рынок.

COVID-19 нажал кнопку ускоренной прокрутки, а именно: PoS (как традиционные, так и ePoS) переходят в плоскость мобильных приложений. В связи с этим возникает вопрос: не являются ли приложения просто еще одной формой ePoS? Это так, но они работают на аппаратном обеспечении, используя современные веб-технологии: облако и API.

Но зачем что-то менять, если это работает? Разработка ePoS — это сложный и медленный процесс, в котором участвуют команды специалистов, а оборудование часто является проприетарным и/или устаревшим. Интеграция с PoS является одним из сдерживающих факторов внедрения новых цифровых технологий в ритейле.

Показательный пример — собственные магазины Amazon Go: там нет ни PoS, ни даже приложения для сканирования штрих-кодов. Покупатель просто берет товар и уходит. Amazon избавилась от процесса пробивания товара — его оплата происходит автоматически при помощи датчиков движения, камер и «умных» весов. Поскольку этот подход прижился, его возьмут на вооружение и другие магазины, возможно, в сочетании с приложениями для демонстрации товаров, так что традиционные PoS подвергаются атаке с разных сторон.

Благодаря COVID-19 компании начинают осознавать текущее положение дел: существующие системы стали неэффективны. Плюс COVID-19 также означает, что обслуживание в баре с традиционным меню стало более рискованным, чем прием заказов через приложение. Эта ситуация стала катализатором позитивных преобразований. Вместе с тем она несет в себе несколько моментов, которых следует остерегаться, чтобы они не отразились на инклюзивности.

Некоторые из преимуществ мира пост-(e)PoS включают:

  • более быстрый, более точный заказ и выставление счета. Никому не нужно запоминать или перепечатывать ваш заказ;
  • более быстрая оплата счета, в том числе дача чаевых, отсутствие необходимости в ожидании счета или легкое его разделение в более сложных приложениях;
  • возможность легко и беспрепятственно принимать несколько видов платежей;
  • нет необходимости печатать квитанции — они отправляются клиенту по э-почте, что положительно сказывается на экологии.
  • отсутствие операций с наличными, что означает снижение затрат на ручной труд и минимальные потери.

Помимо этого мир пост-(e)PoS сулит еще более интересные выгоды, охватывающие как клиентский опыт, так и платежи. Вы можете:

  • лучше отслеживать спрос и уровень запасов с помощью точной информации о заказе в режиме реального времени. Это может привести к улучшению возможностей использования аналитики и науки о данных;
  • привязать клиентов к посещениям нескольких магазинах (даже в сети), что позволит получить более глубокие сведения о них;
  • динамически удалять пункты из меню, если их нет в наличии, или добавлять специальные предложения без необходимости их печати.
  • обеспечить гиперперсонализацию предложений, чтобы эффективно управлять поведением покупателей.

И самое лучшее, что сулит мир пост-(e)PoS, это дальнейшее цифровое ускорение. Он позволяет отказаться от старого оборудования, которое часто работает с перебоями, и улучшить интеграцию, гораздо быстрее осуществляя новые цифровые взаимодействия без ожидания команды по интеграции PoS. Вместе с этим упрощается тестирование — все устройства превращаются в товарные мобильные телефоны и планшеты. Преимущество заключается в том, что барьер для входа невероятно низок; вы можете интегрироваться с платежной системой практически без затрат, и, будучи поставщиком услуг, сделать это максимально просто.

Интеграция PoS на базе приложений (app-based PoS) в экосистему приложений позволяет создать единое, бесшовное решение, которое индивидуально для клиента, расширяет возможности и в целом улучшает его опыт. Однако одним из препятствий, которое необходимо преодолеть, является уровень усталости от установки приложений, поскольку не все хотят иметь приложение для каждого места, которое они посещают. Это рождает спрос на единую платформу (которая хорошо работает для таких вещей, как доставка еды), так как веб-приложения, ориентированные на мобильные устройства, не всегда удобны.

Конечно, доминирование систем безналичного расчета может привести к цифровому неравенству, поэтому рано или поздно эту проблему все равно придется решать. Кроме того, обсуждения, касающиеся манипулирования и отслеживания поведения клиентов вызывают и другие этические проблемы, поскольку некоторым людям нравится возможность платить, не оставляя «бумажный след». К этому нужно добавить, что мобильное пространство позволяет компаниям со значительным финансированием создавать транснациональные монополии, и тут быстро возникают сложности с этической точки зрения.

Итак, пришел ли конец традиционным PoS? В соответствии с законом заголовков Беттериджа — нет, еще не совсем. Но бедный старый PoS уже выглядит немного усталым, и пройдет не так много времени, прежде чем вся концепция уйдет в небытие.