Президент и ведущий сетевой архитектор West Gate Networks Эндрю Фролич на примере Windows 365 Cloud PC рассказывает на портале InformationWeek о преимуществах, которыми обладают новые DaaS-платформы.

Насколько разнообразны в наше время корпоративные рабочие столы? Не так, как раньше. Благодаря передовым технологиям и платформам они становятся все более однородными. В связи с этим поставщики управляемых услуг предпринимают дополнительные шаги по оптимизации и упрощению управления виртуальными рабочими столами (virtual desktop infrastructure, VDI). Несмотря на то, что для полного перехода в этом году на новые облачные платформы типа Windows 365 имеется множество сдерживающих факторов, поставщики технологий и интеграторы считают, что большинство организаций в будущем будут двигаться именно в этом направлении.

Стоит вкратце взглянуть на Windows 365 Cloud PC, ее недостатки и то, почему руководителям компаний стоит рассматривать рабочий стол как обычный продукт, а не как компонент, стратегически уникальный для их бизнеса.

Windows 365 сигнализирует о сдвиге

Новая DaaS-платформа Windows 365 Cloud PC работает в рамках экосистемы Microsoft 365. Помимо модели оплаты по фиксированной цене, Windows 365 отличается от других платформ DaaS, включая Microsoft Azure Virtual Desktop (AVD), тем, что упрощает и оптимизирует многие процессы администрирования. Для некоторых ИТ-руководителей сокращение функций управления означает отсутствие контроля и интеграции в существующую инфраструктуру предприятия. В ближайшей перспективе это может отпугнуть их от использования Windows 365. Тем не менее, ее появление потенциально является сигналом к эволюции в управлении VDI.

Уникальные рабочие столы способствуют дальнейшей консолидации

Раньше ИТ-отделы средних и крупных предприятий администрировали огромное количество уникальных локальных десктопов, чтобы удовлетворить потребности сотрудников с различными должностными обязанностями. Каждый образ рабочего стола предварительно загружался с помощью ПО и средств безопасности, которые соответствовали оцифрованным должностным функциям. Такой практики создания уникальных рабочих столов придерживались и в первом поколении инфраструктур VDI, которые в основном разрабатывались внутри компании и развертывались в частных дата-центрах. Таким образом, несмотря на то, что VDI первого поколения помогли централизовать контроль и безопасность рабочих станций, управление образами по-прежнему отнимало время у администраторов.

Со временем, однако, переход от толстых клиентов к SaaS или веб-приложениям привел к тому, что VDI различных подразделений компаний или отдельных сотрудников стали выглядеть все более похожими. В конце концов, количество специфических сборок стало уменьшаться, и они стали более управляемыми. По мере того, как на предприятия начали проникать другие технологии, такие как сетевая безопасность, VPN без участия клиента (clientless VPN), а в последнее время и фреймворки нулевого доверия, консолидация рабочих столов достигла пика. Это связано с тем, что объем работы по управлению VDI, который выполняют администраторы, стал несравнимо меньшим по сравнению с тем, каким он был прежде.

Кроме того, руководители обратили внимание на модель публичных облаков, и их предприятия начали переводить локальные VDI в облако в форме DaaS. С точки зрения администрирования настольных систем, этот переход позволил сократить время на создание и устранение неисправностей образов и инфраструктуры, что высвободило административные ресурсы для решения более важных задач.

Взгляд в будущее

Windows 365 работает по традиционной модели DaaS и направлена на упрощение управления, передавая многие задачи по настройке и текущему обслуживанию инфраструктуры Microsoft. На данный момент эти изменения, скорее всего, станут препятствием для предприятий с существующими развертываниями VDI, поскольку они изначально создавали и проектировали свои VDI-платформы с использованием гранулированных элементов управления, присутствующих в традиционных системах DaaS. Примеры элементов управления, которые предлагались в большинстве традиционных DaaS-платформ, но больше не доступны в Windows 365, включают возможность глобальной настройки системных ресурсов, развертывание одно- и многопользовательских сессий, сетевую маршрутизацию/подсети и автоматическое масштабирование рабочих столов.

Однако особенно интересным в Windows 365 является то, что она позволяет заглянуть в будущее VDI для предприятия. ИТ-руководители должны отметить, что дальнейшее упрощение архитектуры и текущего обслуживания с точки зрения клиента снимет необходимость выделения отдельных специалистов для управления облачными VDI. Например, при использовании модели Windows 365 управление лицензированием/подпиской, резервное копирование данных и создание профилей пользователей теперь полностью осуществляется Microsoft в облаке.

Кроме того, платформа позволяет существенно упростить сборки образов, применяя общие, предварительно созданные образы. Это дает возможность создавать VDI, которые являются очень универсальными с точки зрения управления, но при этом удовлетворяют все потребности конечных пользователей, независимо от того, какие приложения, данные и ресурсы требуются. Это следующий логический шаг в процессе эволюции VDI, за которым ИТ-руководство предприятия должно внимательно следить.