Когда доступ к мощным технологиям распространяется на всю компанию, жизненно важной частью цифровой трансформации может стать каждый сотрудник, пишет на портале eWeek управляющий директор Accenture Technology Vision Майкл Билц.

Облачные сервисы, искусственный интеллект, расширенная реальность, периферийные вычисления и многих другие новые технологии становятся все популярнее и в тоже время все сложнее. Однако для пользователей интерфейсы становятся все более интуитивно понятными, что порождает обратную пропорциональность: чем сложнее становится технология, тем проще ее использовать.

Большая демократизация технологий обусловлена доступностью целого ряда вспомогательных средств, включая обработку естественного языка (NLP), платформы типа Low-code, роботизацию процессов (RPA) и др. Эти инструменты не только устраняют трение при использовании технологий, но и позволяют людям оптимизировать свою работу или самостоятельно устранять болевые точки.

Согласно отчету Accenture «Technology Vision-2021», эта тенденция обещает принести значительную пользу бизнесу и одновременно улучшить качество работы сотрудников. Представьте, какие возможности открываются, когда люди могут, например, создать специализированный дашборд для финансового отдела или приложение для утверждения и автоматического выполнения заказов на поставку, и все это без необходимости обращаться за помощью к ИТ-специалистам.

88% опрошенных руководителей считают, что демократизация технологий становится решающим фактором стимулирования инноваций в организации. В такой среде быстрее решаются проблемы, высвобождается время ИТ-команды для тех областей, где она действительно может принести пользу: например, для крупных внедрений, масштабирования успешных программ и внедрения самых передовых технологий в бизнес.

Преодолейте разрыв в навыках

Демократизации технологий открывает возможности, которых еще никогда не было, и сейчас самое время воспользоваться ими. Компании из самых разных отраслей сталкиваются с дефицитом квалифицированных кадров, который может затормозить рост, если уже не затормозил. До настоящего времени решения этой проблемы были в основном сосредоточены на обучении. И хотя это по-прежнему остается важным требованием, демократизация технологий предлагает другой подход. Это параллельная стратегия, которая поможет устранить разрыв между рабочей силой и технологиями, необходимыми для реализации самых креативных решений.

Она также раскрывает потенциал каждого работника. Люди могут сами выбирать, что автоматизировать, что позволяет им сосредоточиться на том, что у них получается лучше всего. Это означает лучшие результаты для работников, клиентов и бизнеса.

Активизация инноваций на низовом уровне

По сути, демократизация технологий — это активизация инноваций на низовом уровне. Простая в использовании технология является необходимым условием для такого рода инноваций, но этого недостаточно. Необходимо также научить сотрудников мыслить как технологи. В первую очередь им необходимо изучить, какие инструменты имеются в их распоряжении и как и когда их лучше всего использовать. Но помимо этого компании также должны инвестировать в общую технологическую грамотность сотрудников — помочь им понять логику работы машин, преимущества и риски различных решений, а также рассматривать технологию не только как инструмент, но и как решение.

Цель состоит в том, чтобы люди, находящиеся ближе всего к клиентам и внутренним проблемам, имели все необходимое для изыскания новых решений и возможностей и их скорейшего ввода в эксплуатацию. Сотрудники должны понимать вопросы управления данными и безопасности и уметь внедрять инновации с минимальным риском. Существуют относительно простые способы достижения этой цели. Например, можно применять инструменты Low-code/No-code с оградительными мерами, чтобы помочь своим сотрудникам избежать случайных рисков безопасности.

Поиск инноваций: три ключевых вопроса

Со временем демократизация технологий поставит под сомнение традиционные представления о том, кому они «принадлежат», как реализуются стратегия и планирование и какова во всем этом роль ИТ. Когда это произойдет, у руководителей появится возможность заново переосмыслить роль технологий в организации, чтобы понять, как взаимодействуют ИТ-сотрудники и сотрудники прочих подразделений. Например, сотрудники Google могут использовать новые инструменты, даже если они не поддерживаются компанией — при условии, что использующие их команды сами поддерживают новый стек и решают любые проблемы, связанные с эффективностью совместной работы.

Очень скоро темпы преобразований на предприятиях больше не будут ограничиваться тем, как быстро ИТ-команды могут внедрять новые решения. Вместо этого сотрудники, наделенные полномочиями на переднем крае бизнеса, сами станут инициаторами перемен и новаторами. Если руководители предприятий хотят в ближайшие годы обеспечить себе комфортное преимущество в области инноваций, им необходимо ответить на три основных вопроса:

  • имеет ли мое предприятие возможности, необходимые для демократизации ИТ?
  • как научить работников мыслить как технологи?
  • как демократизация технологий может сделать ИТ-команды более эффективными — и наоборот?

Без ответов на эти вопросы и дальнейших шагов по расширению возможностей своих сотрудников вы будете препятствовать цифровой трансформации. Отрасли адаптируются и трансформируются и инновации на низовом уровне помогут вам не отстать.