Геополитический фактор и наступление облачного национализма, отраслевые облака (industry-specific clouds) — ключевые тенденции, которые окажут влияние на рынок облачных услуг в 2022 г., пишет в корпоративном блоге главный аналитик Forrester Research Ли Сустар.

Пандемия принесла ведущим поставщикам облачных услуг (cloud service provider, CSP) гораздо больше доходов, одновременно ускорив трансформацию традиционных корпоративных ИТ. Результаты будут видны в следующем году: они выразятся в переходе к современной разработке приложений и отраслевым облакам и на это даже не повлияет геополитическая напряженность на мировом рынке CSP. В 2022 г. крупные организации решительно откажутся от подхода «lift-and-shift» (перемещение приложения и связанных с ним данных в облачную платформу без изменения структуры самого приложения), внедряя вместо этого нативные облачные технологии. Наблюдая за тем, как гиперскейлеры перевернули целые отрасли — возможно, в том числе и свою собственную — предприятия ускорят переход на облачные приложения, чтобы решить свои конкурентные задачи.

Ниже приводятся три прогноза Forrester по поводу развития облачных вычислений на 2022 г.:

  • вы не всегда можете получить то, что хотите — даже если вы гиперскейлер стоимостью 1,8 трлн. долл. Google еще в 2019 г. заявила о том, что к 2023-му она должна войти в число двух крупнейших поставщиков облачных услуг или полностью покинуть рынок. Но после нескольких лет серьезных инвестиций и масштабного развертывания сервисов в попытке догнать и перегнать Amazon Web Services и Microsoft Azure, она так и не может этого сделать. Решающее сражение «все или ничего» не будет выиграно, если Google не поглотит крупного SaaS-поставщика, чтобы увеличить долю рынка. Но даже в этом случае регулирующие органы с подозрением отнесутся к такому приобретению, а интеграция будет сложной задачей даже для Google. Именно поэтому она займет выжидательную позицию, даже если к намеченному сроку не сравняет счет со своими гиперскейлерами-конкурентами;
  • базовая облачная инфраструктура взаимозаменяема, поэтому CSP будут бороться за отраслевые облака. Облако изначально получило быстрое распространение благодаря своей универсальности. Сегодня основные вычислительные, сетевые сервисы и сервисы хранения гиперскейлеров различаются в основном маркетингом, а не функциональностью для повседневного бизнеса. Такая коммодитизация означает снижение доходов CSP, поэтому в 2022 г. они будут конкурировать за предоставление отраслевых облаков высокорегулируемым отраслям, таким как банковское дело. Для покупателей облачных услуг решающим фактором будет уже не то, какой гиперскейлер предоставляет больше услуг, а то, какой из них обеспечивает соответствие нормативным требованиям и позволяет разработчикам приложений быстрее и лучше выполнять свою работу в конкретной вертикали;
  • наступит эра облачного национализма. Регуляторы и правительственные чиновники в Вашингтоне и Пекине оказывают давление на свои крупные технологические компании, чтобы те присоединились к американо-китайской конкуренции за глобальное экономическое и политическое влияние. Следующий год принесет больше вмешательства со стороны национальных государств в то, где и как могут работать CSP. Между тем, ЕС и его члены продолжат искать провайдеров, которые будут соответствовать требованиям суверенитета данных, вынуждая американских и китайских CSP предлагать такого рода решения. Те или пойдут им навстречу, или рискуют потерять актуальность для большей части европейского рынка.